Сердце, проснувшись, орёт на ветхом заборе

Сердце, проснувшись, орёт на ветхом заборе

Георгий Соколов

f

Недавно впервые вышедшая на русском языке монументальная книга «Искусство с 1900 года» («Art since 1900»), написанная известнейшими арт-критиками и искусствоведами, начинается с четырёх предисловий. Каждое из них посвящено одной из методологических традиций, в которых мыслится сегодня анализ современного искусства: психоанализу, т.н. социальной истории искусства, структурализму-формализму и постструктурализму. Двадцатый век вообще очень много размышлял о методологии, а в области искусства подобным размышлениям предавались не только теоретики, но и практики, то есть художники. Это приводит к тому, что без овладения новой методологией, даже — методологической традицией, приступать к анализу практически любого современного мастера бессмысленно.

При этом довольно явственно проводится разграничение между «новой» и «старой» методологиями — это разграничение примерно соответствует тому, как делится искусство. То есть с определённого момента уже нельзя говорить об искусстве с точки зрения цвета, линии, рисунка, светотени, композиции. То есть анализ отдельных элементов в отдельных случаях вполне может применяться, но исследование их совокупности — уже нет. И хотя большая часть методологических практик, при помощи которых сейчас принято исследовать искусство «старых мастеров», тоже была изобретена в XX веке, действительно нелепо применять, скажем, иконологию Эрвина Панофского к исследованию какого-нибудь Ива Кляйна.

Конечно же, невозможно обойтись без оговорок. В отдельных (не столь уж редких) случаях всё-таки вполне можно применять, скажем, ту же иконологию — хоть и в несколько изменённом виде. За примерами далеко ходить не надо — выставка Д. А. Пригова в Русском музее, заканчивающаяся 16 ноября с.г., в полной мере это демонстрирует. Для дешифровки этого искусства необходим именно иконологический анализ. Но классическая иконология строится на, грубо говоря, очень глубоком, но в то же время тонком соотнесении того или иного сюжета/мотива с культурным контекстом его времени. В то время как для Пригова необходимо (вос)создание контекста его собственных работ. То есть не столь важно, что значил Малевич для круга Дмитрия Александровича, для его современников — гораздо важнее то, чем Малевич был для самого художника. Но в некоторых работах необходим и исторический/историографический контекст — серия «Бестиарий» лучшее тому подтверждение.

Построение аутентичного, завязанного только на самом художнике контекста — это, как мне кажется, достаточно действенный метод анализа его искусства. Разумеется, речь идёт о современных художниках. Одним из тех, для кого невозможно подобрать какой-то уже существующий контекст, является Денис Крюков.

Деградация

Его гуаши и акварели очень сюжетны. Но надо заметить, что сюжет в них исходит в первую очередь из подписей-названий, некоторые из которых — примером тому название статьи — представляют собой буквально диалоги. Другие, впрочем, тоже достаточно примечательны: «И твой билет давно просрочен — всё ближе ближе контролёр»; «На Чемпионате неудачников Боб занял почётное нулевое место. Первое и второе места заняли куски мяса»; «Мир гномика разрушен. Остались только унитаз, шарик и бутылка пива»; «Муми-тролль встречает комету (и убегает от неё, бросив свой любимый синтезатор)». Встречаются среди них и простые, более близкие к традиционным, вроде «Депрессии», «За секунду до смерти», «Мы тонем». Есть даже такие, которые — если не видеть сами рисунки — покажутся и вовсе «классическими»: целая серия «Всадников Апокалипсиса», «Иллюстрация к роману “Тошнота”».

На названия следует обратить пристальное внимание, ведь автор — не только художник, но и поэт, и с этой точки зрения больше известен. Он также работает в технике (или методе?) «блэкаутов». На всякий случай, чтобы объяснить, что это такое, воспользуюсь возможностью процитировать поэта Дарью Серенко: «…автор берёт любой уже существующий текст и частично стирает его, оставляя слова, которые складываются в новое произведение; берётся любой книжный или газетный материал и заштриховываются "лишние" элементы. В итоге слова, которые мы оставляем незакрашенными, конструируют текст с новыми смысловыми связями». Такое «вычёркивание» во многом похоже на художественное творчество, это процесс создания не только текстового, но и визуального произведения (под определённым углом зрения выходит противоположность концептуализму: концептуалисты, создавая визуальное произведение, всячески стремились перейти от визуальности к тексту, а здесь движение, пусть и менее осознанное, но всё же обратное: от текста к визуальности). Именно в этой точке, на мой взгляд, смыкаются две стороны созидательной деятельности Крюкова: здесь он не рисовальщик и не поэт, он художник в наиболее широком смысле слова.

Кровяная башенка приоткрылась, и из неё выглянул наш маленький бедный друг

Тесное переплетение текста и изображения очень заметно в рисунках. Мир, который мы видим на них, — совсем иной. Он очень отдалённо похож на наш — если вообще можно найти какое-то сходство. В этом мире, например, живут ромбоголовые люди (кстати, они не любят джаз). Пустые (или полные?) бутылки здесь иногда имеют ноги и/или крылья, а рожи у них очень свирепые. Депрессия тянется к очередной жертве своими щупальцами — причём совсем буквально. У поэтов из глаз бьют то ли струи крови, то ли лучи лазера, причудливым образом соединяя их с книгами и друг с другом.

Это действительно совершенно новый мир. Причём он уже существует, а художник только находит его, изображает всё новые и новые сцены из жизни этого мира — так, будто он их где-то подсматривает. Некоторые из названий («Кровяная башенка приоткрылась, и из неё выглянул наш маленький бедный друг») звучат так, будто это — строчка из середины какого-то романа/рассказа. Будто он действительно уже наш, этот «маленький бедный друг». Будто мы даже должны бы знать, почему он в этой кровавой башенке оказался.

Кровавая охота сексиста

При этом существуют и соприкосновения с нашим миром: например, упоминавшаяся выше серия «Всадников Апокалипсиса». У них есть порядковые номера (всего на данный момент «всадников» пять), у некоторых — дополнительные названия: №3 — самоубийца, №5 — «с цензурой на самом интересном месте», а №2 — «с новой моделью модного смартфона». О настоящей социально-критической нагруженности рисунков можно спорить, но взаимодействия с «нашим» миром происходят в едва ли не самых болевых точках: чего стоит одна только гротескно-ироническая «Последователи Дверной секты на внеочередном заседании», где большая перебинтованная дверь грозит пальцем кучке нерасторопных поклонников.

Охота на котов

Названия работ делятся на три типа, в общем очерченные выше: одни представляют собой историю и/или поэтические строчки, другие более близки к «каноническим» названиям, которые «обычно» даются рисункам. Третьи, в число которых входят такие, как «Добрый поезд», «Мост, который никуда не ведёт», «Мучительное знамя весны» не заключают в себе какого бы то ни было нарратива, но они и не просто обозначают — они характеризуют, придавая высказыванию художника чёткую, автором определённую направленность, и — некоторую ясность, без которой встреча со столь необычным пластическим языком оказалась бы куда более стрессовой для зрителя.

В этом мире даже привычные нам вещи могут жить совершенно своей, особой жизнью. Радуга сгнивает, у некоторых ворон волчьи головы — так же, как и у людей, а от одной мысли о котах становится не по себе. Бутылка вполне способна откусить от человека кусок мяса, который потом займёт первое (или второе) место на состязании неудачников.

На чемпионате неудачников Боб занял почётное нулевое место. Первое и второе места заняли куски мяса

Кстати, мотив такого вот «оголённого мяса» у автора встречается не единожды. В куда более лирической работе «Что за бесформенный кусок мяса? — спросил у стены человек. — Это твоё сердце, — ответила стена» происходит переход от куска мяса к сердцу, которое встречается также в рисунке «Сердце, проснувшись, орёт на ветхом заборе». Вообще подавляющее большинство работ, особенно из тех, что сделаны в цвете, характеризуется общей экспрессивностью исполнения, которая отлично дополняется экспрессией сюжетов. Красочный «ковёр», которым художник устилает почти все свои произведения, выступает, с одной стороны, как фовистская цветовая плоскость, а с другой — как некая чуть ли не свето-воздушная среда совершенно нового для нас и нам не знакомого мира. С другой стороны, Крюкову не чужда и меланхолия, выраженная, например, в работе «По вечерам я стою у стены и думаю о собственной ненужности».

                  По вечерам я стою у стены и думаю о собственной ненужности

Ещё одна черта, которую необходимо отметить, заключается в том, что несмотря на некоторую общую «жуткость» сюжетов (Апокалипсис, самоубийцы («Что лучше: съесть яблоко или застрелиться?»), куски мяса на чемпионате неудачников, «Ненужный человек», гнилая радуга etc) — по своему настроению рисунки Крюкова не производят гнетущего впечатления. Устрашающие коты из «Охоты на котов» выглядят, если присмотреться, довольно дружелюбно. Размышления о ненужности происходят в компании небольшой… собаки? с огромными зубами, пасть из-за них выглядит, как у крокодила — но выглядит эта собака в целом как одно из милейших существ в мире (естественно, речь о художественном мире Крюкова). Забавнее только несчастный… ёж? дикообраз? из работы с совсем не оптимистическим названием «За секунду до смерти».

Жалкая бессмысленная жизнь (поэты)

Искусство Дениса Крюкова является очень особым и по технике исполнения, и по сюжету, и — для анализа. Помимо построения собственного, аутентичного для художника контекста, можно и нужно применять и какую-то/какие-то из основных методологических традиций новейшего времени, с перечисления которых начался данный текст. Не исключено, что на уровне символики возможны контакты с предшествующей культурной традицией (но навскидку какие-то прямые влияния/зависимости в этом отношении назвать сложно). Но при этом совершенно необходимо учитывать, что искусство Крюкова, хоть оно и самостоятельно по отношению к его стихам, при этом является целостным живописно-поэтическим высказыванием.

Данная статья лишь намечает основные пути, по которым может пойти анализ творчества художника.

Ниже — несколько работ Дениса Крюкова, в том числе те, о которых шла речь в тексте.

Всадник Апокалипсиса

Всадник Апокалипсиса-2. С новой моделью модного смартфона

Всадник Апокалипсиса-3. Самоубийца

Всадник Апокалипсиса-4.

Всадник Апокалипсиса-5. С цензурой на самом интересном месте

Воплощение (Развоплощение)

Депрессия

Добрый поезд

За секунду до смерти

И твой билет давно просрочен.

Всё ближе, ближе контролёр...

Иллюстрация к роману «Тошнота» Сартра

Мы тонем

Ненужный человек

Обладатель апельсина

Осеннее дерево хочет съесть человека

Судный день. Кровь прибывает. Спасай котят

Что лучше: съесть яблоко или застрелиться?

Что за бесформенный кусок мяса?  спросил у стены человек. Это твоё сердце,  ответила стена.