Развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской вопреки запрету Папы Римского; зарождение англиканской церкви; появление Анны Болейн в качестве новой королевы перед народом в Пасхальную ночь; подписание Тордесильясского договора; комета Галилея; скрытые от взора распятия и метафизика смерти — все эти исторические, астрономические и библейские события и сюжеты кропотливо вписаны немецким художником Гансом Гольбейном Младшим в картину-загадку «Послы».
Это не просто один из лучших портретов немецкой живописи, это отражение целой эпохи, наполненной сакральными смыслами и головоломками. Своеобразный ларец Пандоры, секреты которой невозможно извлечь без заветного ключика.
Картина написана в 1533 году в так называемый «базельский период» творчества самого знаменитого из рода Гольбейнов. И, как ни удивительно, изображает двух послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва — глав французского посольства в Англии. Портрет был заказан самими дипломатами и является одним из самых больших портретов (207×209 см).
На картине изображены двое мужчин во всём великолепии своей молодости, одетые в роскошные шубы, подвёрнутые горностаем, мантии с пышными рукавами и головные уборы, подчеркивающие их интеллект, образование и окончание европейских университетов. Возраст героев Гольбейн изящно прячет на ножнах кинжала де Дентвиля (цифра 29, поясняющая возраст посла) и на обрезе книги, на которую опирается локтем де Сельв (23 или 25, вторая цифра плохо различима).
Это не просто один из лучших портретов немецкой живописи, это отражение целой эпохи, наполненной сакральными смыслами и головоломками. Своеобразный ларец Пандоры, секреты которой невозможно извлечь без заветного ключика.
Композиция условно разделена на три части: верхний и нижний ярус стола, на котором детально прорисованы самые различные предметы, а также неясное искажённое пятно внизу между двумя дипломатами, о котором позже.
Верхняя часть стола означает небесное начало, нижняя — земной мир, а загадочный предмет напоминает о том, что человек существо смертное.
На верхнем ярусе стола расположены многогранные солнечные часы, чилиндер (часы путешественников ), разобранные экваториальные часы с часовым квантрантом за ними, торкветум (прибор для положения небесных тел в трех различных системах) и глобус звёздного неба, на котором выделяется едва заметное созвездие лебедя, взлетающего над копытами пегаса, находящегося чуть ниже.
Примечательно то, что гноман (по-нашему — стрелка) чилиндера развернут на дату, указывающего либо на конец Овна — начало Тельца, либо на конец Льва — начало Девы. В результате получается 10 апреля либо 15 августа, что указывает на более точный момент написания портрета. Какая из дат верна, известно лишь автору.
На нижнем ряду: глобус, учебник математики, лютня, футляр с флейтами и сборник с лютеранскими гимнами, раскрытый на псалме «Спаси, Господи, души наши».
Особую символическую роль играет лютня — на ней порвана струна, что означает либо дисгармонию, либо смерть. На обычном глобусе явно выделяется местечко Полиси, где находился семейный замок Жана де Дентвиля, а также жирной красной линией показана демаркационная линия Тордесильясского договора 1494 года. Рядом с лютней лежит книга лютеранских гимнов она же книга святых гимнов Иоганна Вальтера. Любопытно, что две страницы книги на самом деле не расположены одна за другой.
На левой странице Гольбейн Младший скрупулёзно выписал гимн «Veni Sanctis Spiritus»:
«Приди Господь, Дух Святой
Твоей небесной близостью наполни души и сердца
С тобой пойдем мы до конца
О, Боже, свет ты свой послал и верой весь народ собрал
Тобой живут пусть все сердца и воспевают Господа-Отца»
На правой странице текст Лютера о введении в катехизис:
«Человек, если хочешь жить благословенно и пребывать в Боге вечно, ты должен придерживаться десяти заповедей»
Такое расположение рассматривается толкователями картины как противопоставление Ветхого (первый гимн) и Нового (второй гимн) заветов или же как конфликт католицизма и только что появившегося учения о лютеранстве.
Ну и, наконец, долгожданная загадка, расположенная на полу между французскими послами. Если вы ещё не догадались, то это череп, предстающий перед нами вроде и случайным мазком, однако тщательно прорисованным с наличием тонов и полутонов. Гольбейн прибегает к оптическому обману зрения или же анаморфозу. Под прямым углом — неясный вытянутый предмет, а если посмотреть справа — анатомически чётко воспроизведённый череп в духе набросков да Винчи.
Существует несколько трактовок анаморфоза Ганса Гольбейна. Первая — «Mеmento Mori» — излюбленная крылатая фраза де Дентвиля, что напоминала ему, как и любому другому живущему, что он остаётся смертным.
Вторая — Гольбейн подразумевал, что человеческое существо, погрузившееся в обыденность, забывает о неизбежной встрече со старушкой с косой, но при другом, «правильном», взгляде действительность сшибает землю из-под ног и вновь отсылает нас к бренности существования.
Существует несколько трактовок анаморфоза Ганса Гольбейна. Первая — «Mеmento Mori» — излюбленная крылатая фраза де Дентвиля, что напоминала ему, как и любому другому живущему, что он остаётся смертным.
Художник изобразил ещё два аналогичных черепа. Один детально выписанный на медальоне Жана де Дентвиля, другой — спрятан между левой глазницей и носовой полостью самого первого черепа. Изображения черепа неслучайны ещё и потому, что на английском языке фамилия художника звучит близко к «hollow bone», что означает «полая кость», а фамилия де Дентвиля заставляет вспомнить французские слова dent vide — «пустой зуб»
Первостепенную важность играют и декорации. Стену украшает зеленая занавесь, на ней изображены гвоздики — символ страстей Господних и гранаты — символ Девы Марии и единства церкви, чьи семена едины под прочной багровой кожурой. За занавесью в левом верхнем углу не сразу можно заметить притаившееся распятие, что опять-таки символизирует библейский сюжет. Что касается пола, его рисунок прост, но и тут есть аллюзия — в какой-то степени он повторяет пол знаменитого Вестминстерского аббатства.
«Послы» отличаются тонкой прорисовкой и выработкой, сочностью кисти и насыщенностью красок. О детальности и рвении к точному воспроизведению говорилось не единожды. В 1900 году картину приобрела Национальная Лондонская галере, где она по праву считается одним из самых значительных шедевров.
Что же касается мастера, то не зря он так часто думал о конце нашего существования — в 1543 году пляска смерти закружила и с ним.
Ганс Гольбейн Младший скончался во время эпидемии чумы.
Фотографии Марка Заевского и Лены Стрыгиной.