Около любви

Около любви

Полина Ротштейн

f

Полина Ротштейн написала о сложном опыте поиска другого в пьесе Ивана Вырыпаева «Солнечная линия»; пьеса, по словам автора статьи, показывает двух любящих людей, которые, только надев маски, парадоксальным образом смогли стать настоящими друг для друга.

Новая пьеса Ивана Вырыпаева «Солнечная линия», впервые представленная на внеконкурсной программе фестиваля «Любимовка», является этапной в творчестве драматурга. Жанр комедии, который ранее не практиковался им, здесь разыгрался во всей своей полноте. Смех, неоднократно возбуждаемый во время читки пьесы, нельзя назвать добрым. Природа этого смеха возникает из глубоко затаённого сгустка боли и удушающего молчания, тянувшегося на протяжении долгого времени. Через бесконечные потоки скандалов между главными героями Барбарой и Вернером, неконтролируемых и до отупения знакомых большинству, невольно возникает мысль о человеке обречённом, одиноком, плотно замкнутом в своём личном пространстве.

Герои пьесы Ивана Вырыпаева словно оторваны от внешнего течения жизни и замурованы в стенах своего дома. Мир этих людей предстаёт крошечной моделью Мира огромного, в центре которого проложена злополучная солнечная линия, разрезающая жизнь на «до» и «после». Переступить через эту линию — значит принести себя в жертву, суметь отречься от всего грубого, наносного, переродиться. Такая метаморфоза человеческой жизни есть неизбежный процесс, который страшно принять. Едва коснувшись кончиками пальцев таинственного края, ты одёргиваешь руку, стремительно поворачиваясь назад.

Вернер и Барбара — отчаянно борющиеся за свою любовь одинокие существа. Читатель является свидетелем их постепенного взаимного обретения. Свидетельством тому служат пространные монологи, довольно грязные и предельно грубые диалоги, которые, в свою очередь, говорят нам о сопротивлении.

Через бесконечные потоки скандалов между главными героями Барбарой и Вернером, неконтролируемых и до отупения знакомых большинству, невольно возникает мысль о человеке обречённом, одиноком, плотно замкнутом в своём личном пространстве

Теперь, в XXI веке, люди становятся всё более закрытыми по отношению друг к другу и, вращаясь на своей орбите, теряют духовную связь с ближним. В основе всего этого лежит неосознанное желание уберечь внутри себя «нерождённый плод», своё настоящее «Я», крошечное, беззащитное и подверженное боли.

Одиночество многогранно, и грани его отличны друг от друга по составу и цвету. В одном случае человек закрывается от мира добровольно, попадая под власть материальных благ, что даёт мнимое ощущение власти и достойной жизни. В другом это становится вынужденной мерой, потому что выжить иначе невозможно.

Разговор, продолжающийся с десяти часов вечера до пяти утра, приходит не к развязке, но, напротив, к череде новых, ранее не предполагаемых упрёков

Герои пьесы Ивана Вырыпаева — это люди, когда-то пожертвовавшие любовью, временем, друг другом ради искушающей иллюзии светлого будущего, которое на тот момент было так далеко, а теперь оказалось так близко, что и представить нельзя. 

Вернер всё время говорит о весне, самом живом времени года, когда просыпается весь мир после «морфийных» снегов зимы. Слова эти звучат как последняя надежда, как шанс воскресить увядшую любовь. Между тем, герои получают совершенно противоположный результат. Разговор, продолжающийся с десяти часов вечера до пяти утра, приходит не к развязке, но, напротив, к череде новых, ранее не предполагаемых упрёков. Семь лет долгой совместной жизни, а как результат — море обид и, самое страшное, отчуждённость. Что нужно человеку, чтобы влиться всем своим существом в того, кого любишь, раствориться в нём, исчезнуть? Жертва — вот что становится необходимым.

Иной раз чтобы услышать и принять друг друга, необходимо отойти от «зеркала» и перестать глядеться в плоскую холодную поверхность, которая способна отразить лишь облик, но не состояние души. Отойдя от этого зеркала, разбив его на мельчайшие осколки, внезапно прозреть и осознать, что всё самое лучшее твоё способно отразиться в глазах близкого и любимого человека, который так же ждал тебя. Вернер и Барбара решаются на этот шаг, они представляют себя другими людьми, «одевают маски» и, как бы парадоксально это ни звучало, одновременно обнажают душу. Иван Вырыпаев заканчивает свою пьесу новым знакомством двух людей, которые спали на протяжении семи лет под одним одеялом, но так и не решались повернуться друг к другу лицом.

Видеозапись авторской читки пьесы с фестиваля «Любимовка» можно посмотреть по следующей ссылке

Фотографии Азата Галиева.