Валера (цикл стихотворений Марселя Саитова)

Валера (цикл стихотворений Марселя Саитова)

e

Перед вами цикл стихов. Да, пожалуй, так и есть. Марсель Замбей, он же Марсель Саитов, он же МЗ продолжает ломать и перестраивать устоявшиеся конструкции русского языка в соответствии с деревенской наукой — грубо, на глаз, зачастую спьяну. Однако, несмотря на столь далёкий от академизма подход, получается всё довольно добротно и язык не разрушается а даже наоборот, его архитектура становится богаче и разнообразнее. Потому что где-то глубоко в душе каждого полупьяного строителя живёт Гёльдерлин. Наверное.

Но всё же, это не совсем стихи. Если присмотреться, то это не что иное как «твиты», дневниковые записи современного человека, идущего в ногу с эпохой. Или, вернее, пытающегося идти. И едва взглянув на действительность глазами Марселя, мы увидим мир совсем другим, пересечений с объективной реальностью в нём минимум. Солипсизм, не иначе. А «твитов» в привычном понимании явно недостаточно для описания такого мира. Возможно, кроме стихов здесь никакая форма и не подойдёт.

Вселенная МЗ — довольно герметичный сегмент нашей реальности с элементами сюра и бытового концептуализма. Структура её проста: зимой и летом в одних и тех же кедах он выходит из автобуса на остановке, идёт по знакомой улице, потом через двор и неизменно оказывается на кухне, оси повествования, точке концентрации и консолидации всего услышанного, увиденного и усвоенного. На этой кухне всегда есть печенье и чай, на ней попеременно гостят то исус, то аллах — тогда как ждут там совсем не их, а женщину. Ту единственную, которая преобразит всё вокруг и кухня превратится как минимум в двухкомнатную квартиру с пятидесятидюймовой плазмой на стене и двухкамерным холодильником. Но вот она-то как раз не приходит.

Помимо печенья и чая есть ноутбук с соцсетями и «ютубом» — единственное окно в мир людей, которые живут в фешенебельных кварталах, ходят на показы мод, занимаются йогой и не слушают чёрный рэп.

Так и живёт наш герой, мечется от романтики до крайнего цинизма и обратно. И пишет-пишет-пишет, постоянно экспериментируя, пытаясь выгнуть плоскость двухмерной картинки за окном, придать ей объём, метафизический смысл или наоборот избавиться от этого самого смысла. Стихи МЗ одновременно похожи на творения «лианозовцев» — Холина, Сапгира, Всеволода Некрасова с их короткими остроумными зарисовками на грани абсурда и на отголоски наследия беспринципных битников во главе с Буковски.

Как говорит автор в одном из стихотворений, некоторые слова не должны становиться текстом. Так вот, читая цикл и погружаясь в переплетение образов, царапаясь об осколки грамматики и набивая шишки на орфографических ухабах можно прийти и к обратному выводу: определённые отрывки текстов МЗ не должны становиться словами. При произнесении вслух магия исчезнет, и упряжка Санта Клауса превратится в сморщенный мандарин на заляпанной скатерти. Но даже если это произойдёт, можно перейти к следующему катрену и в нём вновь найдётся место и скатерти в овсяных крошках, и прошлогодним мандаринам для олицетворения старых друзей, детских страхов или любовных переживаний.

В завершение хотел бы выразить безмерный восторг в связи с тем, что настоящая романтика в наше время не только жива, но и приобретает новые, неожиданные и противоречивые формы (как ей и подобает) и пожелать всем приятного прочтения.

Кирилл Александров

### 

поздравлять с мерри крисмас 
как сидеть на фейсбуке.

чёрных шлюх, санта, из мос-
квы давай! ну чтоб булки
словно грелка наощупь.

а в квартире напротив
в душе целку полощет
плачет никки
ей колу
просто колу.
и трещины
затяни на самсунге.

вон в окне
этой голой
одинокой безумной
ебанутой и женщине
принеси рафаэлок
прям горстьми! не развешивай 
чтоб их ела и ела
в спальне розово-бежевой.

с моей шлюхой мы за руку
будем шастать как пьяные
мерри крисмас!
а к завтраку
всем печенье
овсяное.

### 

какая-то женщина с красной помадой
меня преследует каждую зиму
мне от тебя ничего не надо
но без тебя невыносимо

какие-то люди ручку мне в зубы
суют а теперь не дыши говорят
санта если ты есть поцелуй меня в губы
ну а другие чо говорят?

### 

я деструкция алаха
где сосутся не от страха
я деструкция исуса
где сосутся ради вкуса
я деструкция макаки
где сосутся на матфаке
я деструкция горилы
где сосутся на перилах
я деструкция атланта
где сосутся без таланта
я деструкция венерца
где сосутся по инерции
я деструкция отца
где сосутся с утреца
я деструкция себя
где сосутся для себя

### 

юрий гагарин
любит запарил

маршал жуков
любит сука

уф набережной
любит как больной

рыльский максим
любит спроси

академик королёв
любит рядышком прилёг

баязит бикбай
любит баюбай

### 

ночь похожа на сабзиро
где мой поларойд
бог похож на ричардгира
только не игрой

снег идёт без конвоира
снег идёт на водопой
я куплю себе квартиру
долгострой

покупайте сувениры 
в аэропорту
может я близнец дениро
с родинкой во рту

я налью на люк кефира
чёрному коту
и пожалуй до тагира
добреду

### 

по заснеженной гуро
мы идём не вчетвером
но по акции буковски
я возьму не для себя

я себя не тешу шансом
я уже раздет до куртки
утром город курит трубки
недокуренные хармсом

у кого не всё сожрал
тот наверно всем кормил
я один давно не ржал
я один не как дебил

ты тихонечко кури
пока нури остывает
хочешь сладкий мандарин
хочешь вслух рассказ давай

### 

вот и летов дожил до айфона
у меня очень мало друзей
и у всех почему-то айфоны
ну а нокии мне как в музей

ну а летов звучит как с кассеты
я не слушал я был не говнарь
говнари убивают поэта
есть исход не смотри на фонарь

### 

я полз потом пошёл на четвереньках
потом поплыл с исусом на спине
хорошее начало как печеньки
когда ничо другого к чаю нет

есть мармелад зелёный жёлтый красный
и кто такой исус когда я весь
весь мармелад уже но не напрасно
вскипает чайник есть печеньки есть

### 

отнёс твоей маме дивиди выпускного
дала с собой банку с борщём
варишь мясо картошку
и за пять минут до конца вываливаешь банку
и действительно такой же борщ прям
типа у тебя в гостях не выходя из дома
и как бы это ни звучало
я даже из вежливости не взял бы 
банку с тобой

### 

пигмей китаец монгол индюк
так не привычно писать
мои одноклассники 
до соц сетей и смс

как вывеска ВЯЛЕНЫЕ ГУСИ
некоторые слова
не должны
становиться текстом

### 

закрыл буковски
начал стих
импортозамещение

есть новый вудман
вспомнил вику
импортозамещение

допили виски
кто за клинским
импортозамещение

приснилась вика
написал ей
импортозамещение

### 

пацаны курят парламент
я хочу разливное пиво
пацаны курят парламент
я хочу выпрямить спину
пацаны курят парламент
я хочу подумать о завтра
пацаны курят парламент
я хочу прямо в глаза им
пацаны курят парламент
я хочу им улыбнуться
пацаны курят парламент
пацаны есть сигарета

### 

мне не нравится ваш дзен
убегаю я от вас
я один схожу за пивом
или просто лягу в ванну
я так делал много раз
у меня была собака
во дворе её все помнят
больше чем меня всё просто 
мне не нравился их дзен

кто звонит я вас не помню
но я помню точно помню
мне не нравился ваш дзен
на войне бы вас не бросил
поле боя общий дзен
но пока пути отхода 
есть не вспомню о присяге
им не нравится мой дзен

обойдёмся плиз без сцен
каждый знает себе цену
ты не дзен и я не дзен
нам не нравится наш дзен
со дня на день новый день
новый тлен и новый плен
а пока гематоген
и мотивчик из кармен

### 

к точности формулировок
мы прибегнем для того
чтоб всех этих полукровок
истребить до одного

я приехал в город новый
в чемодане домовой
прогуляться до столовой
и спросить про проездной

### 

этот город серый с зеленью сбербанка
выключаю первый наполняю банку
наливаю термос и ищу ушанку
а в уфе валера восьмую банку

всё ништяк наверно говорила ванга
с ней мы пили вермут танцевали танго
под цыганка сэра и под чунга чанга
а в уфе валера восьмую банку

у дворца пионеров фоткаются с танком
а матросов сверху на мою осанку
после универа точно стану панком
а в уфе валера восьмую банку

а вот друг мой герман он приходит с банка
посмотрев курьера выключает джанго
с часик бегбедера и идёт за банкой
а в уфе валера восьмую банку

Фотография Азата Галиева.