При чтении подборки Марии Гоголицыной мне сразу бросилось в глаза, насколько этот текст пронизан социальной критикой. При этом речь идет не о политических слоганах и не о попытке напористого политического анализа, а о нежно вплетенной в бытовое пространство, в саму реальность своего рода сети инструментов по пересмотру существующей системы власти. Такой разговор о социальной критике окутывает повседневность нежной тканью и выглядит более чем естественным. Во многом это удается за счет внимательного взгляда, доброго прислушивания к тому, что окружает лирическую героиню, и даже более грубые вопрошания вроде «что вам поебать?» не разрушают впечатления, что на тебя направлено такое внимание, от которого сразу ощущаешь себя видимым.
Подборка Марии также продолжает линию недовольства языком, намеченную в современной русскоязычной поэзии, когда язык больше не может передать всего того, что переживается, и главное — он больше не может вместить в себя ужас происходящего вокруг. В первую очередь войны, которая здесь оказывается красной нитью, проходящей через несколько текстов («слово малое война // не вмещает ничего // недостаточно»). Война как признак/призрак времени присутствует в жизни лирической героини, но всё же это не то, за чем она наблюдает, а скорее то, что она воображает.
При этом в текстах Гоголицыной много внимания отдано не только описанию систем власти, несправедливости реальности, воображению войны и наблюдению за теми, кто не слышит, «как вопит чужая рана // маленьких облезлых сих», но и окружающей героиню красоте. Утопическое воображение идет рука об руку с постоянной ностальгической негой, испытываемой даже по отношению к тому, чего, казалось бы, никогда не случалось. В текстах проскальзывает робкая надежда и желание изменить заданный порядок вещей, разрушить эту самую систему власти («Возможно: я могу меняться»). Они словно говорят: я так долго наблюдала за всем этим вокруг, я знаю, как это работает, мы можем по-другому.
тюрьмы и торговые центры
должны быть упразднены
хотя, гаражи мы оставим
Елена Фофанова.
Сон о социальном успехе, который не был мне нужен
неудовлетворённость марксизмом не нова
колбасный сыр, шнурки, прозрачные камушки
рисового зерна
(греча — язык либеральной утопии)
девочка гладит щенка
может ли мир быть единообразным
мы шли так долго
и ни с чем
из своей речи
я не согласна
тексты бессилия и безвластия
фантазии и полёта
станут одним
и тогда вдохновлённые
общим энтузиазмом
распадутся на слова
я не точна
по полянке скачет зайчик:
слово ложь и слово гнёт
слова жаль и водомёт
выпьет, плохо и умрёт
схоронитесь на закат
все империи слова
мы запишем на камнях
°°°
Не помню, о чём я думала днём
Не вспомню ночью
Не гореть не гореть не гореть
Длинный день
Пустые ночные ямы
Полусгорбленный сугроб
Войлочная проволочка
Голубая пятидневная
Неделя рабочая
Распадается на «после»
И что-то там ещё
Происходившее медленно
Нас не встретят
Всё, что ты купишь,
Изменит тебя
Имеет отношение к тебе
И миллиардам других вещей
Можно я куплю нож
Иногда я слышу
Как стонет
Дерево в комоде:
Никогда не работай
°°°
когда позади
что-то упало
а кто-то меня ебёт
я вспоминаю
то
что никогда со мной не происходило:
трубу, из которой идет согревающий дым
я помню то,
что, когда-то со мной бывало:
лодыжки, искусанные муравьями
я представляю,
что мои руки — это колонны
и тогда я на кого-то насаживаюсь всей тяжестью
наспех демонтированного каркаса:
скрепляет камень и память
память и похоть
и камень
°°°
да мне в общем-то правда
без разницы,
чем ты себя назвал
как у других овал лица
башки отвал
я просто не могу жить в этом месте
(у него нет реальной локации)
и мне начинает казаться, что я действительно не смогу найти
ещё одно
что край уже назван
замечен
заметён
идёт и идёт снег
назван теми,
кто решительно м о ж е т
счищать налёт употребления
точным (и я среди них)
щелочным средством
(за приемлемую цену)
языка
всё ещё идёт снег
teach us to wake up
потому что та, кто слаба, бедна, горька
кто действительно
в самом углу несчастья
(я настаиваю на этой формулировке вопроса)
может дать имя
только сугробу на
языковой карте
из топонимов бед
или спеть:
ты читаешь, ты ментёнок
ты не слышишь
как вопит чужая рана
маленьких облезлых сих
чтобы рёв могли услышать
да прикройте хороводы
приголубьте кровяное
сирых любушек моих
чу! на место не спешите
покидайтесь пустырями
вернуть в дело их не надо
вывернуто тело их
так что вот что происходит
завалите наконец-то
о намерениях благих
°°°
Чем слово сильнее
страсть-клятва-ночь-пламя
тем меньше хочу говорить
стон-пепел-яд-жажда-обман
столпотворение средств невыразительности
обещает мне стать
новым
Пришвиным речи внутри
«заседание объявляется открытым»
в соц. играх не нужно играть
так, чтобы было видно,
но необходимо окно
просто узнать
что могло бы быть в центре стены
тюрьмы и торговые центры
должны быть упразднены
хотя, гаражи мы оставим
°°°
Ничего не смочь — это как?
Вот ты кладёшь кусочек в мусорку
Закрываешь дверь
Действия просчитаны
Вода падает сверху
Кучкуется на краю ванны
В двух разных
Одинаково неизмеримых
Местах
Птицы небесные, неужели хватает
Горечь картона
Офигевшего настроя
Перевёрнутая трапеция
Едет мимо меня
И ещё одна
Невыразимое дошло
Что я ничего сказать
Не могу
Тююю! Так кричит жаворонок
Замирают и светлеют лица
Возможно: я могу меняться
°°°
я пошла по полю
и нашла утопию
комариный край
разметём лужок
ныне и присно там
прыгают мальчики красные
друг другу дружок
у комариной тучи не зевай
выходи в кружок!
размять ноги скачет
по-журавлиному на носочек
ногой одной
(просто нет второй)
я не нога
я не одна одна
тут хотелось бы заметить
стеклянную миску зерна
на столе между нами
смотрим то на зерно, то в окно
сложили себя по капельке
в матовое стекло
и люди кругом печальны
и не кончаются войны
(что ещё думаю
если я подойду скажу
у меня сложилось некоторое
впечатление, мальчики,
что вам поебать?
будут ли мальчики ныне там)
°°°
•
всё-то около стою
и сто двадцать лет смотрю
страшно мне смотреть
на салюты из окна
что не удивляет
все как-то пережили
достаточно переносимые страдания
ещё раз я спою
у нас достаточно переносимые страдания
как тот парень?
не видела с детства
опухоль на ухе
вырос в голубином пухе
комке с огоньками помёта
в пыли чаинок
чаю было двадцать лет и смерть
того, другого, двенадцатого
не знаю, как он пережил
он смотрел
я смотрю
всё на вздох и телефон
сон ребёнка у окон
выдох девочки
и вдох
воздушная тревога
объявлена
••
и страна-то не моя
где салюты у окна
не моя и та, где тревога
объявлена
есть закон тревожных масс
воздух здесь и воздух там
приблизительно один
живы твои дети здесь
и сто двадцать лет прошли
реки там текут в крови
кто живёт на берегу
знать не знаешь
только просишь
чтобы жили
слово малое война
не вмещает ничего
недостаточно
°°°
что случилось?
это полость, дни пещер
катакомбы исполосанные сном
мне мальчишки генерируют в ночи
ниши, бахрому и коридор
в этих стенах:
полуденные выкрики и в них
птичья песнь отражались от листьев
и осели в моём животе
ничего не работает
замуруй меня за окном
никогда не придется болеть
ничему
я придумаю в новой пыли слабый свет
говорят остановили самолёт
и вокруг тихонечко поют
мы попробуем ещё немного жить
и у каждой маленький двойник
чтобы после новостей поесть
°°°
рождество✨
откусываю голову деду морозу
и смотрю на едва пробивающийся свет
5:27, нет, конечно, это не рассвет
просто забыла закрыть холодильник
звезда в углу каймы двора
хрустел бы снег,
но нет тут ни хера
на рождество я поставила дочери
передачу радио "Вера" про рождение Иисуса, наугад
чтобы дать слово тем, для кого это значимо
детям Фоме и Вере, сыгранным одним взрослым
"звезда могла исчезать"
веду окружающий мир:
в солнечной системе только одна звезда
в солнечной системе только одна звезда
"но мы же видим другие, значит можем до них достать,
разве они могут не быть, исчезать могут они?"
возьмите звезду
послушайте про неё
смотрите на то, что тут не моего
и дальше: захватить
превратить в ядро
взрастить всё
2020
снова рождество
человек какому-то человеку мать
какому-то человеку сын
какому-то просто не повезло
и назвал он себя одним
дочь людская, человек-сын
да и иже с ним
на небесех
сонм вещей нехотя сомкнуть
попробовать что ли
и посеять
дорогие ветки, снежок и пурпур небес
милый лес, земляника, взвесь благости
и не делать зла,
но смириться с ним
остается
и в какой-то из дней возлюбив христа
не веря ни в бога, ни в мужа и ни в отца
удивляешься снятому с языка
бегу ветхому всех ветров
и ангелов
что вопили нам под звездой:
отстой-
-но ты видишь знаменья времен
есть здесь час позаботиться о душе,
пока есть что ей
называть
2025
°°°
она стояла около стены
среди колонн каким
ещё из образов
здесь обозначить
холм Микен
ты знаешь это чувство:
когда вина и воля не твои
беспечно мстишь внутри
во сне змея к тебе приходит
а тут уже и наяву сама
она стояла у ларька
лёд плёнки пригвоздил Гусарские
и краска скорлупа драконьего яйца
проскальзывала к свету синяя
из-под оранжевой
ты знаешь этот выбор:
дюшес в стекле и пить мгновенно
или росинку в пластике
и тару ты не сдашь и без сухариков
зато ты мне принадлежишь
она стояла и таких же как и я
спросила кто по записи
перед тобой мальчишка
отверг замëрзшие слова
и погрузился в сумрак полис
ты знаешь этот страх:
смещается порядок, дни бесцельны
но нужно выучить язык
секунд за десять
поведать быль младым и старым
я здесь лежу и развожу
руками тихо
дельфинов от медуз
я знаю кроткий шум:
упругого, они с прозрачным
гулом не дружны
была ли здесь
но не было страны
Фотография Насти Обломовой.