Субъект стихотворений Ильи Семёнова представляется мне противоположностью фигуры городского сумасшедшего — это городской разумный. Находится он, впрочем, совсем неподалёку от первого. Балансируя на кромке безумия, он смотрит на дома, коридоры учреждений, таксистов и бытовую технику, а видит холодную (даже если она горячая, страстная) механику жизни, делезианскую фабрику желаний, лишённую делезианского оптимизма. Желание здесь — это не производящая или объединяющая сила, а скучная суета (даже если ты сам в эти процессы вовлечён), еще один повод для скептицизма, иронизирующего над самим собой солипсизма, пустое натирание шестерёнок.
В этой двуплановости, когда, с одной стороны, поэтический субъект вовлечен в кипучие жизненные процессы, а с другой — отстранённо наблюдает за ними, пожалуй, нет ничего нового. Пожалуй, все это можно было обнаружить и в предыдущей книге поэта «87». Важное различие, пролегающее между старыми и последними текстами Семёнова, как кажется, заключается в шаге в сторону от саморепрезентации и рассказывания относительно простых увлекательных историй. Теперь это не посиделки с вином и подругами, а почти бэконовские наполненные кровью сердца, белые простыни аэропортов, «камуфляжные», врывающиеся в комнату. Природа происхождения образов перестаёт быть очевидной, а противоречие между поверхностью жизни и пониманием её изнанки только обостряется: если утро и взрывается «грохотом света» на «цветных обоях», то само оно непременно «автоматическое». Благодаря форме — такие же холодные, скупые на мелодику верлибры — эту проблематику получается выразить ещё отчетливее. И ещё отчетливее на механическом полотне стиха видны исключения из «механистичности» — например, когда «веко коснулось века».
индезит
проходишь по коридору
пахнет магнитиками на холодильниках
сорокаграммовыми стопками
прикосновениями ладони
к маленьким попам
от этого борщевое фиолетовое сердце
бьется в ритме прыгающей на плите
пустой сковородки
у слов появляются оттенки съедобности
хрустит огурцом на зубах
соленое ластится к коже
протертая ткань матраса
внутри которого бесцветное ничто
поглощало ритмичные некогда
удары совести
стуки сердец овощных, цветочных
(свекла, помидор, рододендрон,
помело, помело, помело,
мандарины, картошка и васильки)
теперь стоит на помойке
возле сломавшегося холодильника
железного бака и моментально
украденной стиральной машины индезит
***
потом мы тоже будем вынуждены заводить романы
прямо из трещин на лице выделять последнюю любовь
осязать ее встопорщенными волосками чужой кожи
биться о стену возможной жизни и скорее всего
вполне безуспешно усталыми желтоватыми глазами
смотреть в окна такси на промокший город ехать во власти
едва живого (но живого!) вектора к будущему
мы будем вынуждены заказывать пиццу суши
готовить щи и покупать в магазине запас обезжиренных йогуртов на неделю вперед
во власти желания оставаться подвижными механизмами
открывать глаза и видеть небо когда залитое солнцем а когда и совершенно невыразительное
или будем вынуждены ругаться с детьми друзьями отрабатывать
механические схемы запустившие когда-то движение крови внутри нас
ебать чужие мысли с не обозначенными в сознании мыслями о другом
и плакать над сломанными машинами но плакать над сломанными другими вещами
или вовсе не вещами но будем вынуждены
когда эта нужда наконец рассосется
когда кружащий снежинки желаний ветер утихнет и безразличное солнце растопит снег
тогда пустая строка курсив не мигает никто не смотрит в экран
***
придут камуфляжные
растопчут наши обои бокалы
спирт одним словом
они какой-то бездумный спирт
в черных бушлатах
прячутся злые вороненые
вскормленные голодом и
бездомностью уплотнительной
постом
вот они входят бесцеремонно
мы спим на разных кроватях в
окружении книг о тех кто спит
в одной кровати в окружении
бутылок вина и надежд
стреляют они и этот крестовый отблеск
от стволов сливается со светом
который поглощает вообще всё
утренним таким, ослепляющим
бессмертие 2016
и за шиворот валит снег
как савиньон блан иногда
в горло из икеевского бокала
видишь комната в центре условного города
в условной стране
где новости не послушаешь так
ничего не случилось
где мороз за окном
или позже поездка к морю
где утрачены смыслы
и способы жить — разорвалась их череда
между прошлым и нынешним
поколением
вот ребенок начала конца
девяностых годов
этим вечером ни королева драконов
ни молодой папа не спасают
от ясности нашего
чуда невозможной бессмысленности бытия
это выпал наушник из уха
или села батарейка смартфона
но электричество ждет в розетке
и когда дома то
love will tear us apart
или даже
teardrop on the fire
как снежинка на горячей шее
возвращающей нам
домодерновое бессмертие
***
проблема вина заключается в том
что оно заканчивается
девушки же ходят ночью по улицам
и обсуждают таксистов
которые их вероятно обслужили неверно
эти мужчины ездят потом и
смотрят в лобовое стекло сквозь
сны свои о теплой кровати
телевизоре
толстой жопе
меж бокалами если и вьются какие-то
духи за барной стойкой
то не любви это духи а недопонимания
срезонировавшего в некой точке
до которой каждому на такси
не хватит доехать денег
а слова рассыпаются
каплями пота по лбам и ляжкам
— я люблю тебя —
кричит этой ночью
фейерверк взрывается
фаллический символ страсти
фонарь на улице горит до рассвета
скучным огнем
и снегом плачет
натяжение
не регистрирует перемены
имеющий уши
чужой боли не слышит
редуцирует ее
до простой истории
немота от говорящего
делегируется
(не) слушающему
перекладывается порок
развития речевого
аппарата
расползается по юнгианскому общему мозгу
не информация
а гудящая тишина
иногда в ней
щелчок
это веко коснулось века
***
вдруг не нужно объединяться
какой в этом смысл
когда все голоса что слышны в округе
отдаются эхом в одной голове
и сколько не стирай в
объятиях / драке / работе / спорте
кожу другу друга
кровью его не станешь
не заберешься не
услышишь эхо свое в её / его
внутренностях как отдается
не манифест солипсизма это
невозможный в силу
естественных причин
а просто может радость что
так ни к чему и не прибился
так и не почуял счастья
совместной борьбы
столько раз спрашивал
как дела
так и не узнал ответа
***
картинки нарезанные кое-как
в спиритическом душном свете
красноватые всполохи и блесна
над рекой блеснула как катер
а вдали змеей лежит горизонт
извивается и шипит прибоем
расторможенный мозг отправляется по следам
незакрытых историй желаний
теплых грез о свернувшемся расстоянии
о клубке волос кое-как на макушке
и улыбка блестит рядами кресел
на пустом хорошо освещенном вокзале
а раскинувший руки мост
это я раскинувший руки
во время встречи
и моими ногами бегут поезда и скользят на
льдах удивительно теплых как этот взгляд
я знакомлюсь с собой
наблюдая мосты и вокзалы
а потом не могу говорить нормально
ты мне индия и осенний дождь
самолета след и то облако в форме будды
которое никогда не разрежет провод
***
аэропорт белый как простыня
губы кораллы улыбку не спрячут
не утаят пустые коридоры ни одной соринки
в глазу встречающего божества
обширных пустых пространств
беспородных собак именами не обделенных
звуки приходят всполохами
на самой вершине крика перо из
одеяла вылетевшее
напоминает формой луну над экватором
и тоже движется еле заметно
когда оно на полу то
простыня похожа на разминированный аэропорт
вот-вот эти сны изгонят
заменят кораллами как утешением
и пылью как напоминанием
о бескрайней мертвой степи
***
на дне карьера свободы от любви
в бытовых проблемах
закопан мусор
между будет и нет
(прыжок)
расположен луг с поникшей травой
либо дождь внезапно прольется слезами счастья
либо — сухость солнца
и слизистых оболочек
освещающих своим совершенством
кого угодно
не делающих никаких исключений
уже — летящих
***
в итальянском пригороде может быть в деревне
где за окном очень ухоженные виноградники
из которых через некоторое время получится вино
датированное удачным годом и нам оно понравится
и мы будем пить его не зная о том что этот год был удачным
впрочем это в прошлом в кровати с видом на зелень
сидит группа кьюр в полном составе и почти полностью под
одеялом но у кого-то из них торчит из-под одеяла кроссовок
фирмы адидас и все они не кроссовки а люди делают вид
будто очень заняты самыми разными делами наподобие того
как ты делаешь когда ты смотришь сериалы отвлекаясь на
разное самое разное другое и это в настоящем возможно даже
прямо сейчас когда за окном еще не запели коты
но по крайней мере голуби перестали перестали
гадить на балкон потому что вероятно отвлеклись на нечто такое
что хотелось бы делать в кровати с окном с видом на
с тобой будто может быть даже в темноте потому что так уж
у меня например устроены руки что видят лучше чем глаза
и потом конечно наступает утро и никуда не нужно идти
кроме как в ванну чтобы потом вернуться и тогда уже
глаза удостоверятся какие-то неизвестные ученым нейроны
запомнят и захочется верить что действительно произошло
и вот уже снова происходит и что это не фотография
группы кьюр в кровати в ботинках в далеком восемьдесят
пятом году когда никого еще слава богу не было
***
кругом ходят люди с большими лицами
я смотрю на твою перчатку
своей рукой
различаю в ней шерсть
шотландской овцы
блеющей через букву эр
зеленые луга над морем
что-то еще
похожее на последнюю электричку
разделяющую сегодня и завтра
между нами холодная полночь смерти
расскажи мне взмахом полы
пальто о своей боли
я тебе расскажу о том же
стаптывая каблуки по
круговой дороге
на месте бывшего цветущего сада
где пыль преобладает над
всеми другими формами органики
расцелованное до дрожи
но между делом стекло
затосковало на лакированной плоскости
вода стучит и стучит
по подоконнику
пока в коридоре среди
ботинок оставленных кое-как
на цветных обоях
взрывается грохотом света
автоматическое утро
Фотография Насти Обломовой.