«расскажи из каких ты фаркраев и фаркраёв»

«расскажи из каких ты фаркраев и фаркраёв»

Артем Новиченков

e

Стихотворения Артема Новиченкова с предисловием Кирилла Александрова.

Несмотря на нарочитую простоту и небрежность стихов в данной подборке, эти тексты представляются важными в первую очередь за счёт того, что в них мы наблюдаем поэтическую рефлексию на те культурные явления, которые, как кажется, давно на это напрашиваются, но по каким-то причинам видятся как раз недостаточно отрефлексированными. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что футбол, «околофутбол», компьютерные игры и digital transformation — значительные сегменты современной культуры, оказывающие на неё большое влияние. Мы писали об этом и со страниц «Стенограммы»: Иван Кудряшов говорил об актуальности game studies, а Илья Семёнов сокрушался о превращении футбола в шоу-бизнес.

Неслучайным мне кажется и тот факт, что эту подборку мы публикуем вслед за разговором с киберпомощником Алисой — явлением для цифрового мира относительно новым, по крайней мере, в сравнении с шутерами и RPG вроде упоминаемых в текстах Артёма Far Cry, Counter Strike и Ведьмака. Сегодня компьютерные игры симулируют жизнь, заполняют и иногда заменяют её, а также, усилиями таких людей, как Дэвид Кейдж, посягают на индустрию современного искусства, и даже тем, кто в игры не играет, становится всё сложнее избегать взаимодействия с ними.

Но тексты Новиченкова предназначены, безусловно, не только для тех, кто знает о происхождении мема «Потрачено», и улыбнётся, если услышит от кого-нибудь волшебное заклинание IDDQD. Как раз наоборот: если не знать, о чём речь, текст приобретает новые коннотации. Ведь у современного молодого читателя термин «закладка» особенно в комбинации с «положить под язык» вызывает только одну ассоциацию, никак не связанную со взрывчаткой C-4 и криками «Fire in the hall!».

Автор при этом холоден и отстранён — все эмоции (и, кажется, большая часть рефлективного айсберга) остаются за пределами текста. Однако коммуникация работает, а ключ к ней — дворовая футбольная карьера и урбанистический заоконный пейзаж по пути на электричке с Курского, Каланчевской или Царицыно. И вроде бы всё это настолько ценно и интересно само по себе, что говорить об этом можно только так — сухо, отрывисто, небрежно, потому что говорить хочется, но как это делать — не всегда и не всем понятно. И здесь не важно, кто «в теме», а кто — нет, ведь на самом деле в теме мы все. По крайней мере, в игре — точно.


 

стой в защите и только попробуй слажать
молюсь но ударю мимо
вот они: мыслимые штанги успеха
дворовая от вратаря к нападающему
я прошел ее всю

 

он засыпает убитый в полночь
сегодня пацаны разошлись раньше
блаженный он засыпает героем
мать не оценит но это ли
вечность теперь
электрички увидят
завтра уже
все электрички увидят
все
на бетонке забора граффити
ГАНДОНЫ ЗА ЦСКА

 

расскажи из каких ты фаркраев и фаркраёв
ждешь зеленого света надежды и новый гайд
по указке майн фюрера белый шум
чистый воздух ссох в поту памяти о пэйдэй

 исходя из локации выбери под язык
и беги от места закладки с твоим-то хп
горит в мультиплеере весь твой бездомный [клан]
кладбищ не будет ведь талибы вновь победили на де_даст

 

не был на Скеллиге — не видел мира
а всего-то мзду капитану и та вернется
фиорды северней бород седых кровей
и тепло шкуры матери содранной отцом

неужели жилая плоскость милее пещерных троллей
а тимерия ближе родных дураков и тиранов
так и так вскоре не отличишь своего от чужого
все там будем убивать и спасаться

на софе при вручении нобеля в области
зачарованы геноцидом волхвов и скальдов
и в детском желании понять окружность
мы лишь изучаем желудки драконов

 

красный горит мой человек
и на сто секунд я с тобой
библия мертвых написана морзе
недоступный шифр автоматона
кто был последним с тобой
в коробке кардиомонитора
теперь говорит мне
· · · · · · · ·

 


Фотография Ани Штейнер.