Текст Владимира Бекмеметьева «Эвокация», в котором местами очень неявно, темно и путано говорится о некоторых ландшафтах, удивляет своим внутренним движением, своим довольно продолжительным и интенсивным разворачиванием в пространстве. Эта размеренная речь с минимумом анжамбеманов (здесь, кажется, необходима «досказанность» каждой строки), тяготеющая к тонике (чувствуется, что для автора важным является соотношение — и сокращение — ударений в строках), на самом деле не чужда разрывам и неожиданным поворотам, которые тем не менее как будто уже заранее включены в общую стратегию автора. В таком сбивчивом картографировании местности, где цитаты и собственные размышления, отсылки к культуре прошлого и приметы современности сплетаются в плотной ткани стихотворения, довольно легко запутаться. Однако по повторяющемся словам, по расставленным внутри текста флажкам, мы можем попытаться схватить ускользающее высказывание — увидеть работу с телесностью, чуткое вслушивание в изменчивые ритмы языка, напряженную рефлексию, словно маятник, раскачивающуюся между религиозным контекстом и непосредственным всматриванием в нашу повседневность.
Эвокация
Как мне страшны цветов иссыхание, корчи и хрип,
пламя судорог и опаданье
лепестков, шевелящихся в желтых морщинах страданья...
Словно черви летают они над садами!
(В.Кривулин)
[сад у бараков]
В элегии пребывает посыпка стаявшей скверны.
Линчуешь в блокноте голос ночной,
хрип дроби, согласно законам,
эллипсис дроби:
в тяжком похмелье срезает верхушки гроза,
цементируешь корни, чтобы вырастить сад,
украшение
(укрощение арматуры)
сложилась на сено,
какое бывало (влажное),
лебедя тонкая шея, смотана набок.
[вера]
и верить,
как нити шпагатные разделяя
отторжение
(хрипов и плачей ребёнка – возьми и отдай!)
и ожидание:
эти два пальца (нещадно) узнали мягкую плоть, строгую сукровицу
под шорох объятий в техническом здании,
в техническом обрамлении полушария,
(но не Шара как Сущности,
«в виде шара, чуть большего,
чем тот, каким предстает Солнце»).
Смущенное, подвальное дребезжание жидкости,
объятия – легкости форм
(платия ткани в набухающей кротости (0)
(0) Но надёжность, надежда –
не скопленье абсцессов в теле одном
и не склонение тела другого.
(1) И радея за ткань,
красную, пыльную, что скрывает изъяны,
приглядись к пигментации флага-парсуны
/поднимается в воздух/
бедная пряжа кислых бараков,
саван, распоротый лоскутами.
(2) Барак.
Деревянное здание лёгкой постройки
(слова-перебежчики,
слог воспаленный,
горький,
отхаркивающий).
(3) В этих домах, как в зверинцах,
пища – консервная миска.
Не кормят с руки.
(4) Девочка
(лет 13,
нет, 15-16,
путает тело её)
убивает сожителя, в два раза старше
(несколько ходок),
убивает соседа или отца.
В школе бесплатный обед.
К ней прибилась сестра, двоюро́дная.
Как собака – не умеет писать.
Другая умеет писать – вести с полей, тюремных тетрадей.
Уроки шитья и утайки, письма-благоговения, тайные.
Внутренний жар, любовь и услада.
(5) Множитель-жало.
Наивный и острый на нюх
(на мешковину и псину,
сожительство шерсти с блохой).
Подкравшись по втянутой в грунт колее,
бьют тяжёлым предметом,
не высчитав силы, не соизмерив
количество денег, припасов.
(6) И так же с беспечностью тело,
как камень – Адамов кадык –
в щемящее ящика
помещают.
(7) Чтобы острое воображение (тысячеугольник)
зашпаклевывало пробелы памяти –
необходимо обкрадывать – лучше летами,
как только зовутся, изредка отзываются,
пропущенные, стравленные соитьем.
/Нащупывать в темноте тело. Рвать!
……………………………….................
Как безголовую тушку птицы,
кишащую паразитами/
[чертополох]
На серединах дорог сомкнуты зубы
[брусчатых дорог помню неровное тело, рассыпка,
ведущий к больнице – сонный бетон,
растушёванный щебенный слой попирает подошвы и прочее,
пыль родовую разносит на 360,
чёрные волдыри на циркульном пастбище, 360].
«Резал, чернил, всю ночь чертил чертежи –
курс черчения пригодился –
чертополох: синие выводы под глазами –
начальник, не сытый, и в оправдание –
отсутствие курса гранить каждый взгляд:
у нас положение, чрезвычайное,
всюду бурки, арест и хлеб оловянный».
/Дай Бог согреться, выгрести хлеб из золы/
Чтобы согреться от лютой зимы,
/нащупывать в темноте тело (соседство),
со страхом сращаясь, смыкаясь, от голода к средству,
просунув конечность в конечность,
прибавив суставы к суставам,
немощным спазмом,
спасаться устами, устами –
и сводка-разводка –
безымянство устава/
И, стало быть, верить,
как медные нити смыкая,
в объятия-однодневки, врастают врасплох
щемящие утолщения форм,
(платия ткани в набухающей кротости (0)
(0) Кротость лица.
Подпирающее лицо в образности,
мерцающее вожделение, обременённое тихим голосом,
согревает срытый костяк, украшение-арматуру.
Пример же: лохмотья вьюна, в усыпальницах капители,
камень и тёплые кости.
(1) Но и надежда-отказ
не скопленье абсцессов в теле одном
и не склонение тела другого.
(2) Но внутренний жар, любовь и услада.
(3) На спице-каркасе растерзан, нанизан взгляд-голод.
(4) Вьющийся рот-пассифлора.
Вьющийся рот-аксиома,
где знакомы неровности каждого зуба,
плакальщица – умолкнет там,
где уплаченная, уплотнённая
изучением языков речь,
впитывает итальянский,
опутывающий, сияющий, как Туринская плащаница или –
Римская мешковина, – о мирские отроги, с прекрасными спящими –
вездесущие нищие беженцы
(облепляют друг друга)
на мстительной скатерти неба,
затягивая комковитый клейстер
(прилипшие лепестки,
цветочный жир белый,
охлаждаемый макияж вечера ).
И звон колокольный, тяжелый насмешник-вельможа,
теряется в звоне монет, падающих в фонтаны,
реки подати, протоки лимфы.
Lingua-лимб – теряешься в вере, если это возможно.
Возмутительные нечистоты граффити, язык трещин,
«вышли персты руки человеческой и писали» – общее место,
развернутое из скупого странствия:
признания, упаковки, списки, квитанции.
Слепок с открытки – Фра Анджелико Беато –
судный, клокочущий кожух брани и литий мерцание,
отгул застольных бесед,
праведники – на одной половине,
грешники в обреченной утробе – напротив.
Сквозь прутья –
«забыли, избили, оставили» –
в этом заблудшем саду,
где клети со сгнившими птицами,
растёт алкалиновый виноград и тянутся руки,
пальцы-былинки, непрочные длани
в длань непорочную:
«О Всемогущий,
сочную рану, как улей, просей,
в огненной проруби
каждую рану, открытую рану,
пластичною сетью цветов обойми».
Фотография Кристины Азарсковой.