Эвокация
e

Поэма Владимира Бекмеметьева с предисловием Влада Гагина.

Текст Владимира Бекмеметьева «Эвокация», в котором местами очень неявно, темно и путано говорится о некоторых ландшафтах, удивляет своим внутренним движением, своим довольно продолжительным и интенсивным разворачиванием в пространстве. Эта размеренная речь с минимумом анжамбеманов (здесь, кажется, необходима «досказанность» каждой строки), тяготеющая к тонике (чувствуется, что для автора важным является соотношение — и сокращение — ударений в строках), на самом деле не чужда разрывам и неожиданным поворотам, которые тем не менее как будто уже заранее включены в общую стратегию автора. В таком сбивчивом картографировании местности, где цитаты и собственные размышления, отсылки к культуре прошлого и приметы современности сплетаются в плотной ткани стихотворения, довольно легко запутаться. Однако по повторяющемся словам, по расставленным внутри текста флажкам, мы можем попытаться схватить ускользающее высказывание — увидеть работу с телесностью, чуткое вслушивание в изменчивые ритмы языка, напряженную рефлексию, словно маятник, раскачивающуюся между религиозным контекстом и непосредственным всматриванием в нашу повседневность.

Эвокация
 
Как мне страшны цветов иссыхание, корчи и хрип,
пламя судорог и опаданье
лепестков, шевелящихся в желтых морщинах страданья...
Словно черви летают они над садами!
 
(В.Кривулин)

 

[сад у бараков]
 
В элегии пребывает посыпка стаявшей скверны.
Линчуешь в блокноте голос ночной,
хрип дроби, согласно законам,
эллипсис дроби:
в тяжком похмелье срезает верхушки гроза,
цементируешь корни, чтобы вырастить сад,
украшение
 
(укрощение арматуры)
 
сложилась на сено,
какое бывало (влажное),
лебедя тонкая шея, смотана набок.
 
[вера]
 
и верить,
как нити шпагатные разделяя
отторжение  
(хрипов и плачей ребёнка – возьми  и  отдай!)
и ожидание: 
эти два пальца (нещадно) узнали мягкую плоть, строгую сукровицу
под шорох объятий в техническом здании,
в техническом обрамлении полушария,
(но не Шара как Сущности,
«в виде шара, чуть большего,
чем тот, каким предстает Солнце»).
 
Смущенное, подвальное дребезжание жидкости,
объятия – легкости форм
(платия ткани в набухающей кротости (0)
 
      (0) Но надёжность, надежда –
             не скопленье абсцессов  в теле одном
             и не склонение тела другого.
 
      (1) И радея за ткань,
             красную, пыльную, что скрывает изъяны,
             приглядись к пигментации флага-парсуны  
 
             /поднимается в воздух/
 
             бедная пряжа кислых бараков,
             саван, распоротый лоскутами.  
               
      (2) Барак.
             Деревянное здание лёгкой постройки
            (слова-перебежчики,
            слог воспаленный,
            горький,
            отхаркивающий).
 
     (3) В этих домах, как в зверинцах,
            пища – консервная миска.
            Не кормят с руки.
 
     (4) Девочка
            (лет 13,
            нет, 15-16,
            путает тело её)
            убивает сожителя, в два раза старше
           (несколько ходок),
            убивает соседа или отца.
 
            В школе  бесплатный обед.
 
            К ней прибилась сестра, двоюро́дная.
            Как собака – не умеет писать.
           Другая умеет писать – вести с полей,  тюремных тетрадей.
           Уроки шитья и утайки, письма-благоговения, тайные.
           Внутренний жар, любовь и услада.
 
    (5) Множитель-жало.
           Наивный и острый на нюх
          (на мешковину и псину,
          сожительство шерсти с блохой).
          Подкравшись по втянутой в грунт колее,
          бьют тяжёлым предметом,
          не высчитав силы, не соизмерив
          количество денег, припасов.
 
   (6) И так же с беспечностью тело,
          как камень – Адамов кадык –
          в щемящее ящика
          помещают.
 
   (7) Чтобы острое воображение (тысячеугольник)
           зашпаклевывало пробелы памяти  –
           необходимо обкрадывать – лучше летами,
           как только зовутся, изредка отзываются,
           пропущенные, стравленные соитьем.
 
/Нащупывать в темноте тело. Рвать!
……………………………….................
Как безголовую тушку птицы,
кишащую паразитами/
 
 
[чертополох]
                                                            
На серединах дорог сомкнуты зубы
[брусчатых дорог помню неровное тело, рассыпка,
ведущий к больнице – сонный бетон,
растушёванный щебенный слой попирает подошвы и прочее,
пыль родовую разносит на 360,
чёрные волдыри на циркульном пастбище, 360].
 
 «Резал, чернил, всю ночь чертил чертежи –
курс черчения пригодился – 
чертополох: синие выводы под глазами –
начальник, не сытый, и в оправдание  –
отсутствие курса гранить каждый взгляд:
у нас положение, чрезвычайное,
всюду бурки, арест и хлеб оловянный».
 
/Дай Бог согреться, выгрести хлеб из золы/
 
Чтобы согреться от лютой зимы,
 
/нащупывать в темноте тело (соседство),
со страхом сращаясь, смыкаясь, от голода к средству,
просунув конечность в конечность,
прибавив суставы к суставам,
немощным спазмом,
спасаться устами, устами –
и сводка-разводка –
безымянство устава/
 
 
И, стало быть, верить,
как медные нити смыкая,
в объятия-однодневки, врастают врасплох
щемящие утолщения форм,
(платия ткани в набухающей кротости (0)
 
      (0) Кротость лица.
             Подпирающее лицо в образности,
             мерцающее вожделение, обременённое тихим голосом,
            согревает срытый костяк, украшение-арматуру.
 
             Пример же: лохмотья вьюна, в усыпальницах капители,
             камень и тёплые кости.
 
     (1) Но и надежда-отказ
            не скопленье абсцессов  в теле одном
            и не склонение тела другого.
 
     (2) Но внутренний жар, любовь и услада.
 
     (3) На спице-каркасе растерзан, нанизан взгляд-голод.
 
     (4) Вьющийся рот-пассифлора.
 
Вьющийся рот-аксиома,
где знакомы неровности каждого зуба,
плакальщица – умолкнет там, 
где уплаченная, уплотнённая
изучением языков речь, 
впитывает итальянский,
опутывающий, сияющий, как Туринская плащаница или – 
Римская мешковина,  – о мирские отроги, с прекрасными спящими –
вездесущие нищие беженцы
(облепляют друг друга)
на мстительной скатерти неба,
затягивая комковитый клейстер
 
(прилипшие лепестки,
цветочный жир белый,
охлаждаемый макияж вечера ).
И звон колокольный, тяжелый насмешник-вельможа,
теряется в звоне монет, падающих в фонтаны,
реки подати, протоки лимфы.
 
Lingua-лимб – теряешься в вере, если это возможно.
 
Возмутительные  нечистоты граффити, язык трещин,
 «вышли персты руки человеческой и писали»  – общее место,
развернутое из скупого странствия:
признания, упаковки, списки, квитанции.
 
Слепок с  открытки – Фра Анджелико Беато – 
судный, клокочущий кожух брани и литий мерцание,
отгул застольных бесед,
праведники – на одной половине,
грешники в обреченной утробе – напротив.
 
Сквозь прутья –
«забыли, избили, оставили» –
в этом заблудшем саду,
где клети со сгнившими птицами,
растёт алкалиновый виноград и тянутся руки,
пальцы-былинки, непрочные длани
 в длань непорочную:
 
«О Всемогущий,
сочную рану, как улей, просей,
в огненной проруби
каждую рану, открытую рану,
пластичною сетью цветов обойми».

Фотография Кристины Азарсковой.