В последнее время в обществе всё острее становится вопрос идентичности — расовой, сексуальной, политической. На этом фоне тема идентичности субъекта как творческой единицы в поле культуры, безусловно, отходит на дальний план. Но тем не менее она важна: мы почти всегда знаем, что один текст написан поэтом, другой — критиком, третий — музыкантом и так далее. Есть понятие «проза поэта», есть написанные поэтами песни, пьесы, критические статьи, эссе и, конечно же, стихи. Хосе Ортега-и-Гассет говорил, что поэт начинается там, где кончается человек.
Так вот автор нижеприведённой подборки эту грань не переходит, он как бы остаётся человеком. Это никакой не поэт Алексей Боровец, а просто Лёша. И он написал стихи, так уж получилось. Неделю назад у него вышла книжка с полушутливым названием, которое эту инфантильность, отказ от пафоса маркировки «поэт» или даже просто «автор» (и более того, от идентификации в принципе) подчёркивает — «Маленький».
Когда мы были маленькими, единственным идентификатором было имя, никем мы ещё не были, не было ни ярлыков, ни бейджиков, ни подписей. Но даже от имени Лёша открещивается, «Потому что любовь надёжнее времени, / Если она не привязана / К имени». Иллюстратор книги, друг «Стенограммы» Артём и художница Ира из Магнитогорска, вызвавшаяся помочь нам с картинками, не сговариваясь, использовали технику наивного, шаржевого портрета, как бы детского рисунка (вслед за маленькой сестрёнкой Лёши) — уверен, это тоже о чём-то говорит.
Хотя иногда, конечно, в тексте возникают моменты, в которых автор эту грань пафоса всё же переступает (не переступить её, кажется, невозможно, но многое зависит от восприятия, от работы читателя) и проходит некий обряд инициации, понимая, что «написать стихотворение не так трудно, / Как поговорить с кем-нибудь». Впрочем, это тоже вполне человеческая проблема, которая, правда, требует смелости, чтобы признаться в её существовании.
Автор этих текстов порой вызывает ассоциацию с героем последнего фильма Джармуша — водителем автобуса Патерсоном. Здесь интересна и случайная перекличка в одном из стихотворений («я похож на автобусную остановку»). Он так же спокоен, меланхоличен, расслаблен. Пишет стихи, сосредоточившись на какой-нибудь простой мысли или бытовом образе, пишет для своей возлюбленной и — иногда — о ней. В фильме использованы стихи современного американского поэта Рона Паджетта, а вот стихотворение «Water Falls», которое по сюжету фильма придумала девочка, написал сам Джармуш. При этом оно нравится Патерсону и неплохо коррелирует с его собственными стихами. Думаю, стихи Лёши ему бы тоже пришлись по душе, и они нашли бы о чём поговорить, собравшись на чёрно-белой кухне: Патерсон, Лора, Лёша и Аня.
Спокойствие и расслабленность — верные спутники и верные подмастерья автора. В текстах субъект максимально флегматичен и не производит абсолютно никаких действий, он стоит (возможно, притормозив по пути к кулеру с новой девятнадцатилитровой бутылью) и думает о жизни. Как только он пытается перейти к делу — он тонет. Но когда-нибудь обязательно возьмётся за ум. А пока поговорите с ним, пожалуйста. Хотя бы немного.
Жизнь стала такой,
Что хочется её проткнуть.
Нажать рукой и выдавить,
Как стекло после аварии,
Хочется распороть её материю
Деревянным носом изолгавшейся марионетки
И наслаждаться зрелищем
Вываливающихся внутренностей.
Такая жизнь, что хочется смеяться,
Но не улыбаться,
И написать стихотворение не так трудно,
Как поговорить с кем-нибудь.
10.11.2015
Тону и смеюсь.
Плавать совсем не умею,
Но очень люблю
Воду.
В ванной было тесно,
Вот и полез
К морю.
И море встретило меня
Игривой радостью:
Рывком открыв мой рот,
На каждый мой глоток
Живительного воздуха
Проталкивает в лёгкие
Губительную воду.
Ребята
Из береговой охраны
Сегодня будут
Оштрафованы,
И, может быть,
Уволены.
А волны
Понесут меня
Туда, где нет
Проклятого будущего
и переменчивого
Прошлого.
Тону и смеюсь.
Плавать не умею совсем.
Но очень
Люблю
Воду.
10.11.2015
— Скажи, как ты выглядишь?
— Я похож на автобусную остановку.
Просто подойди ко мне и закури сигарету.
Я сразу тебя замечу.
— Во что ты будешь одет?
— Я бы хотел надеть чёрную юбку.
Принеси мне чёрную юбку.
— Как мне тебя узнать?
— о, я рад, что ты задаёшься этим вопросом!
Для начала постарайся забыть
Всё, что ты знаешь о мужчинах.
Я не тот, кого ты воображаешь,
Так что избавься от любых ожиданий.
Мы будем вместе посещать
Людей и улицы.
Мы будем говорить по утрам,
Днём, вечерами,
Будем говорить по ночам.
Ты увидишь мои привычки,
Моё отношение,
Выучишь мой язык.
Ты изменишь мои привычки,
Моё отношение,
Изменишь мой словарный запас.
На карте моего тела
Не останется белых пятен.
Химический состав моей личности
Будет прост для тебя, как вода.
И даже после этого
Ты вряд ли меня узнаешь.
Я сам ещё себя не узнал.
— Но что, если я подойду к незнакомцу,
Думая, что это ты?
— Это я тебе гарантирую.
08.02.2016
Аня, люби меня, а не имя.
И даже не меня —
Местоимения восходят
К пустым ступеням,
Где мы стояли
Ещё вчера.
Люби сейчас.
Не важно кто рядом.
Не важно что рядом.
Надёжны проёмы,
А стены —
Временное явление.
И воздух, который делим
Со всеми,
Приносит нам
Тревожные видения.
Большое видится на расстоянии.
Не черти носом, Аня!
Отойди в сторону —
Смотри — знакомое
С детства солнце.
Немногое изменилось
За десятилетия.
Потому что любовь надёжнее времени,
Если она не привязана
К имени.
Люби.
27.07.2016
Я потомственный дворянин
Уже потому
Что родился в России.
Я могу не шить себе одежду,
Могу не выращивать кофейные бобы.
Я умею читать и писать.
Живу в городе,
На службе (в офисе)
Мне в радость
Носить тяжести —
Раз в два дня
Я меняю бутыль в кулере.
Мне начисляют зарплату за то,
Что я умею читать и писать.
Я наследник и собственник,
Потому что родился
В России.
Дворянин.
Не такой, как дворяне
Позапрошлого века.
Я не видел лиц
Своих крепостных
Крипто-крестьян,
Задыхающихся на производстве
Новогодних масок
Из пластика
В странах третьего мира.
Я не знаю имён,
Не знаю традиций.
Они тоже меня не видели.
Но шьют мне футболки,
Подходящие по размеру.
Единственное,
Что они могут узнать раньше меня —
Это смерть.
Моя привилегия —
Не думать о том,
Что кто-то должен был умереть,
Чтобы я мог спокойно сидеть в контакте.
Моя привилегия —
Не вспоминать о том, что я
Потомственный дворянин,
И называть себя рабом за зарплату,
Отхлёбывая кофе из чашечки.
Моя привилегия —
Думать об инертности русских низов,
Забывая о том,
Что все по-настоящему угнетённые классы
Живут теперь в других странах,
И нам их беды безразличны
Гораздо больше,
Чем декабристам
Беды их крепостных.
12.02.2к17
Жизнь. Это трудное слово,
Хотя и короткое.
Слышим его часто,
Произносим реже.
Значение неуловимо.
Это слово имеет смысл
Лишь в предложении.
И за каждое предложение
Жизнь с меня
Спросит.
Жизнь — полезное слово.
Когда оно селится в голове,
Начинает наводить там порядок.
Задаёт мне вопросы,
На которые не ответит речь,
И тогда от слов
Я перехожу
К делу.
21.05.2016
Не нужны мировые религии.
Они всегда были провинциальными.
Пусть признают свои границы
И работают в своём сегменте.
Были бы религии мирными,
Я бы сейчас не марал бумагу.
Я бы не крестился одним средним пальцем,
Минуя церковь.
У меня с Творцом проблем никаких,
Но есть вопросы к его творениям.
В частности, и к себе вопрос:
Лёша, когда ты уже возьмёшься за ум?
6.04.2016