Процесс над Русланом Соколовским наглядно демонстрирует разрыв между поколениями. Можно по-разному относиться к видеоработам блогера и последующему приговору, но важнее, кажется, охарактеризовать стороны конфликта. Соколовский относится к новому типу молодёжи (которая, по мнению Вилисова, исключена из общества) — секулярного и капиталистического склада ума. Рождённая после «крупнейшей геополитеческой катастрофы», молодёжь уяснила для себя основные постулаты нового времени: ради хорошей жизни надо себя продвигать и зарабатывать на этом. Нужно быть медийным, пока не запретили инстаграм. Визуальному в капитализме отведена одна из ведущих ролей: если бренд плохо выглядит, то и продаваться будет плохо.
Последние несколько лет работы с визуальными медиа переоткрыли Россию. Душная серость панелек обрела свою эстетику благодаря мощному движению стрит-фотографов. Проекты вроде «Дома», «Дорога на Петергоф», «245 хрущёвок» и т.п. осмысляют наследие СССР, предварительно сняв идеологический пласт. Территории постсоветского пространства теряют свою историю, становясь фактурой для съёмок или объектом для сквоттинга. Стоит заметить, что это общемировое явление: так, заброшенные бассейны западного побережья США превращаются в скейт-парки, а полуразрушенные после развала СССР заводы — в лофты, коворкинги, мастерские. С этого ракурса вопрос переосвоения храмов носил временный характер.
Оказалось, что свобода интерпретации заканчивается на территории духовных скреп (впрочем, это стало известно уже после акции Pussy Riot). Позиция государства парадоксальна: идентичность русского человека — это гетеросексуальность, православие, гордость за Победу и смирение с невозможностью что-либо изменить. Парадокс же в том, что, помимо неучтённой молодёжи, есть старшее поколение, которое также росло в атеистической стране, а сносимые сегодня-завтра хрущёвки являются примером удачной урбанизации в контексте «великого советского прошлого».
Позиция государства парадоксальна: идентичность русского человека — это гетеросексуальность, православие, гордость за Победу и смирение с невозможностью что-либо изменить
Капиталистическая оболочка государства, подарившая нам свободу мысли, входит в противоречие с его сутью, пытающейся навязать идеологию сверху. Но молодёжи, твёрдо знающей, что всего можно добиться своими силами, уже невозможно войти в этот ревизионистский дискурс. Одной из фигур, которая может в нём относительно гармонично существовать, оказывается антипод Соколовского — Вениамин из фильма «Ученик» Серебренникова. Герой религиозен, но окружающее общество, кажется, неверно истолковывает природу его веры. Православие — это личный выбор Вениамина (мотивы опустим), а не буквальное следование «традициям». Однако Соколовский и Ученик сходятся в одном — в поиске славы через радикальный жест.
Здесь возникает интересный момент, который ранее в тексте только подразумевался. Переосмысление российского пространства — вопрос не только капитализации, но и поиска своей идентичности. Развиваясь в подражании США, молодая Россия сегодня способна заниматься репрезентацией себя на весь мир (по крайней мере, последовали первые шаги в этом направлении). Образец тому —индустрия моды: успех Рубчинского, распространение кириллических надписей на одежде известных марок а-ля Vetements и популярность русских брендов street-wear. Возможно, такое изменение культурного поля не случилось бы, будь модная индустрия теснее связана с политической жизнью.
Как бы ни был несправедлив и жесток капитализм, так случилось, что он послужил площадкой для волеизъявления тысяч молодых людей нового сознания. Что же касается духовных поисков, то, согласно Конституции, это вопрос открытый; за витриной консюмеризма и гедонизма скрывается вечное «что-то ещё» из одноимённой песни ЛСП.
Фотографии Алексея Кручковского.