Расизм, как Кадиллак — они выдают вам новую модель каждый год!
Малькольм Икс
Пост-расовая Америка
Что такое пост-расовая Америка? Ничто. В действительности не существует ничего, что соответствовало бы этому понятию. Возможно, это чьи-то фантазии или инструменты пропаганды, но никак не реальность. В США белый человек по определению живёт иначе. Однажды, в годы правления Барака Обамы, педагог Джейн Эллиот (подробнее о ней будет рассказано в следующей статье) обратилась к аудитории телестудии приблизительно со следующей фразой: «Если Вы белый человек и хотите, чтобы с Вами обращались так же, как американское общество в целом обращается с чёрными гражданами, пожалуйста, встаньте». Ни один человек не поднялся с места, и это свидетельство печального факта, который сам по себе гораздо важнее деталей. Факт заключается в том, что в США есть граждане, которые обычно сталкиваются в жизни с большими трудностями, обусловленными их цветом кожи, но главное — люди осознают это, но не предпринимается почти никаких решительных действий.
Конечно, если ты родился чёрным в США, это вовсе не значит, что ты не сможешь одерживать победы — просто тебе постоянно будут сдавать плохие карты. Сама эта страна была построена для господства в ней выходцев из Европы. Сперва в этом не было тайны, так как африканцы находились в рабстве, а коренные «американцы» вытеснялись в резервации и подвергались геноциду. Эти процессы сопровождались свободолюбивой риторикой, которая подразумевала, что человек (носитель свободы) есть белый мужчина и никто иной. Ведь Декларация независимости утверждает, что все люди рождены равными. Стало быть, мужчины других рас и все женщины не рассматривались в качестве людей. Лишь со временем субъектом свободы в США (опять же на уровне деклараций) стали белые женщины, а вслед за ними и представители других рас начали вести активную борьбу за признание их людьми. Система, созданная помогать белым, никуда не исчезла, однако долгие годы действовала под прикрытием и только теперь, когда в мировой политике начался заметный крен вправо (если это понятие вообще уместно сегодня), поборники господства белых приободрились и начали маршировать по улицам, бить своих идеологических и биологических врагов и кричать о том, что жизнь белых людей имеет значение. Что же это за дела?
Почему All lives matter и White lives matter это расизм, а Black lives matter — инклюзивный слоган?
В США много проблем, связанных с тем, что граждане этой страны могут носить огнестрельное оружие: у людей есть стволы, а это пугает полицейских, что, в свою очередь, порождает порочную практику, когда копы, которых дома ждут семьи, чтобы лишний раз не рисковать своей жизнью, действуют крайне жёстко и, почувствовав опасность, зачастую предпочитают убить подозреваемого. В суде для оправдания полицейскому требуется произнести лишь одну по истине волшебную фразу, которая не только спасёт его от наказания, но и скорее всего поможет сохранить работу. Это фраза «я боялся за свою жизнь» или «я был уверен, что мне угрожает опасность» (то есть чувство религиозного свойства — достаточно только верить, доказательства не нужны, а факты, опровергающие возможность реальной опасности, не имеют значения). Формула оправдания страхом помогает даже в тех случаях, когда полицейский убивает человека, который не был вооружён и вообще не планировал совершать противоправных или же опасных действий. И тут вопрос расы стоит как никогда остро. Белых людей копы не так боятся и стремятся по возможности даже агрессивных преступников брать живыми. Афроамериканцы, в том числе и дети, подвергаются насилию со стороны полиции, зачастую не нарушая никаких законов. Как сказал один молодой афроамериканец в видео, посвящённом проблеме расизма, чёрный мужчина в США даже не может пробежаться по улице во время салюта. Есть риск, что полицейские примут тебя за грабителя и попытаются остановить силой.
Ньюйоркца Эрика Гарнера коп задушил из-за того, что Гарнер не подчинился приказу стоять на месте и попытался медленно уйти, повернувшись к полицейским спиной. Полиция планировала арестовать Гарнера за то, что тот продавал на улице сигареты без лицензии. Житель Кливленда, штат Огайо, 12-тилетний Тамир Райс был застрелен полицейским, который прибыл после звонка с жалобой на человека в парке, который наставляет, возможно, ненастоящий пистолет на прохожих. Тамир действительно играл на улице с пневматическим пистолетом. Проблема была в том, что это не делало его преступником (да он им и не был). Куда важнее тот факт, что полицейский начал стрелять в мальчика через 2 (!) секунды, после того, как увидел его. Чуть раньше в том же штате Огайо, где гражданам разрешено открыто носить огнестрельное оружие, полицейскими был убит другой чёрный парень — Джон Кроуфорд. По моему мнению, Кроуфорд пал жертвой не только преступно трусливой полиции, но и расовой предвзятости со стороны белых граждан. Дело в том, что за несколько минут до гибели, Джон разгуливал по магазину Walmart, разговаривая по мобильному телефону. В какой-то момент он взял с прилавка продающуюся в магазине (!) пневматическую винтовку (возможно, с целью купить её — сейчас мы уже не узнаем) и продолжил разглядывать другие товары. С точки зрения законов штата, даже в случае если бы винтовка оказалась боевой, Кроуфорд имел полное право открыто ходить с нею в общественном месте. Однако некий «сознательный» гражданин решил вызвать копов. Полиция приехала и через считанные секунды Кроуфорд был застрелен. В городе Талса, штат Оклахома, 40-летний Теренс Кратчер был убит офицером полиции в ситуации, когда Кратчеру вообще-то требовалась помощь. Кратчер ехал по шоссе, приняв диссоциативы. В какой-то момент ему показалось, что его машина взорвётся и он выбежал из неё, бросив своё транспортное средство посреди дороги. Вскоре на месте появилась полиция. Кратчер повинуясь копам, поднял руки вверх, однако, вместо того, чтобы стоять неподвижно, он постепенно подходил к своему автомобилю. Это напугало офицера Бэтти Шелби, и она убила Кратчера одним выстрелом. Ну так, на всякий случай. В городке Сент-Пол, штат Миннесота, Филандо Кастиль занимал административную должность в столовой учебного заведения. Его любили дети и коллеги. В возрасте 32-х лет Филандо был застрелен в своём автомобиле на глазах у девушки, с которой он встречался, и маленькой дочери. Полицейский остановил Филандо из-за неисправности фар. Кастиль через окошко передал патрульному страховое свидетельство и в соответствие с законом штата спокойно предупредил полицейского о том, что у него есть оружие и разрешение на его ношение. Коп сразу же стал кричать и нацелил свой пистолет на Филандо. Полицейский явно потерял голову. Он продолжал сквернословить и кричать, когда Кастиль потянулся к карману, чтобы вытащить водительские права, которые также требовал предъявить коп. Офицер выстрелил в Филандо семь раз, подумав, что тот хочет достать свой пистолет. Полицейский в результате был уволен, хотя и получил приличные отступные. После убийства Кастиля, он сфотографировался в участке с браслетом на руке. Надпись на браслете гласила «Police lives matter» («жизни полицейских имеют значение»).
Список можно продолжать бесконечно. Это лишь несколько примеров — первые, которые пришли мне в голову. Тут стоит подчеркнуть две детали. Первое: разумеется, полицейские убивают и белых людей, но почти всегда это происходит в ситуациях, когда у копов не остаётся другого выбора: переговоры не помогли, электрошокер не сработал, напарника ранили из пистолета — всё, пора спасать свою жизнь! В приведённых же мною примерах ни один из убитых не совершал никакого насилия по отношению к полиции. Это важно. Вторая деталь: все полицейские в этих случаях были оправданы и не получили никакого наказания. Некоторые из них потеряли работу, да и только. Ещё один аспект, в котором проявляется расовая предвзятость как в судебной системе, так и в полицейской тактике — это то, что белому человеку чаще дают шанс исправиться. Белый может позволить себе поспорить с полицейским, даже ударить его и остаться в живых, так как жизнь белого человека почему-то ценится больше.
В суде для оправдания полицейскому требуется произнести лишь одну по истине волшебную фразу, которая не только спасёт его от наказания, но и скорее всего поможет сохранить работу. Это фраза «я боялся за свою жизнь»
В англоязычном сегменте интернета одним из ярчайших символов белой привилегии стал Брок Тёрнер — молодой пловец, который изнасиловал девушку на вечеринке и получил всего шесть месяцев тюрьмы, хотя присяжные единодушно признали его виновным, и Тёрнеру грозило более десяти лет заключения. Однако судья Аарон Перски сам когда-то был капитаном по плаванью в том же университете, что и Тёрнер, и решил не ставить крест на судьбе молодого человека. Можно было бы сказать, что это гуманно, если бы не одно «но» — почему-то белому насильнику система протягивает руку помощи, в то время как афроамериканец может погибнуть от пули полицейского только из-за того, что имел чёрный цвет кожи, который ассоциируется у некоторых копов с виновностью и опасностью.
Некоторые бывшие офицеры полиции признавались, что, когда они устраивались работать в департамент, им объясняли, что белых людей особо трогать не следует, и сразу же настраивали против чёрных и латиноамериканцев, которых следует чаще останавливать и обыскивать. Это называется «расовое профилирование». Согласно свидетельствам, оно существует, и, в отличие от пост-расовой Америки, это не миф.
Тот факт, что любой чёрный человек может быть убит по ошибке полицейским, а полицейский в итоге будет оправдан, привёл к предположительно стихийному появлению в 2013-м году хештега #BlackLivesMatter («жизни чёрных имеют значение»). Сейчас существует одноимённая организация, однако она не имеет большого влияния и авторитета. Считается, что её спонсирует Джордж Сорос. Лозунг «Black lives matter» гораздо важнее любой организации, потому что это простая идея, которая однако не всем понятна в полной мере. Многие отреагировали возмущённо — дескать, почему только жизни чёрных имеют значение? А как насчёт (такую риторику белых в чёрном твиттере называют whataboutism) жизней белых? Белые жизни тоже имеют значение! А как же жизни полицейских, которые, рискуя, сохраняют мир и порядок на улицах? Жизни копов имеют значение! В конце концов, говорят недовольные белые, все жизни имеют значение! Так родились хештеги #WhiteLivesMatter, BlueLivesMatter (или #PoliceLivesMatter) и, наконец, #AllLivesMatter.
Чем плохи эти лозунги? Начнём с того, что они реакционные, то есть возникли в противовес движению, которое стремилось обратить внимание общественности на тот факт, что полицейские ценят лишь свои жизни и жизни белых людей, а жизни афроамерикацев для полиции не значат ничего. Решения суда над этими полицейскими показывают, что криминально-судебной системе тоже нет дела до ценности жизни чёрного человека. Я называю лозунг «Black lives matter» инклюзивным, потому что читаю его значение как «жизни чёрных ТОЖЕ имеют значение», так как ценность жизни белого человека в Америке не ставится под сомнение. Конечно, никто (кроме многочисленных оголтелых расистов, lol) не скажет, что жизни чёрных не имеют ценности, но практика показывает, что именно чёрные американцы чаще других подвергаются насилию со стороны полиции, а стало быть, сам лозунг о чёрных жизнях имеет значение, а любая попытка перекрыть его фразами вроде «All/White lives matter» есть попытка сохранить статус кво, при котором полицейские будут продолжать безнаказанно убивать чёрных детей с игрушечными пистолетами и взрослых, которые пытаются убежать от копов из-за пакетика марихуаны в кармане (у белого в кармане точно такой же пакетик, но его не остановят и не обыщут, так как расовое профилирование направлено на другие группы населения). В США популярно объяснение контекстуальной неправомерности лозунга «All lives matter» через историю про горящие дома. Представьте, ваш дом загорелся, и вы вызываете пожарных. Они приезжают, чтобы потушить ваш дом, но жители соседних домов выбегают к пожарным и говорят «полейте водой и наши дома, пожалуйста, ведь все дома имеют значение!». «Black lives matter» не значит «только чёрные жизни», «Black lives matter» значит «чёрные жизни тоже».
А что не так с лозунгом «Blue lives matter» («жизни полицейских имеют значение»)? Да, работа полицейского может показаться сущим адом. Это риск, постоянная конфронтация с крайне мрачными личностями, давление общественности, высокая ответственность и многое другое… Но лозунги «Black lives matter» и «blue lives matter» несоразмерны, потому что blue — это работа, в то время, как black — расовая принадлежность. Если тебе тяжело в полиции, ты можешь всегда найти другую работу. Если тебе тяжело быть чёрным, тебе придётся подождать до следующей жизни. Соответственно никаких «blue lives» не существует, так как ты не являешься полицейским всю свою жизнь, ты выбираешь быть им и всегда можешь стать кем-то ещё. Другое дело — быть чёрным, то есть родиться чёрным, жить чёрным и умереть чёрным. Нет никакой возможности сравнивать blue lives и black lives. К тому же афроамериканцы тоже служат в полиции.
Белые не выносят критики, а их реакция критики не выдерживает
Сегодня белая Америка всё громче заявляет о себе, как об ущемлённой в правах группе. Если разобраться, то белых цис-гендерных гетеросексуальных мужчин без психических расстройств лишают вовсе не прав, а привилегий, однако далеко не все готовы это понять и принять. Многих задевает снос памятников героям Конфедерации. Надо понимать, что чаще всего эти памятники воздвигались отнюдь не после гражданской войны, чтобы почтить павших воинов, а в эпоху Реставрации Юга, когда уже спустя десятилетия после отмены рабства местные власти снова стали вводить расистские законы. Так что речь вовсе не об уважении к солдатам, офицерам и культуре Юга. Эти памятники скорее служили устрашением для правозащитников и афроамериканцев. Неудивительно, что сегодня на защиту этих монументов выходят агрессивные белые ребята, предпочитающие «Mein Kampf» роману «Унесённые ветром».
Многие американцы и даже выходцы из других стран поддержали протест, начатый в сентябре 2016-го года футболистом Колином Каперником. Колин решил не вставать под гимн США перед началом очередного матча, объяснив это тем, что он не чувствует никакой гордости за флаг, представляющий страну, угнетающую цветное население. Он подчеркнул, что для него это гораздо важнее, чем футбол, и он не будет вставать под гимн до тех пор, пока полицейские будут продолжать безнаказанно убивать его соотечественников без необходимости. Этот протест поддержали сегодня многие спортсмены (в основном чёрные), что вызывает злобу у консервативной части населения, для которой флаг, гимн и полицейская форма имеют большее значение, чем человеческие жизни (по крайней мере, если речь не идёт об их жизнях).
Итак, протесты против полицейской жестокости, сносы памятников поборникам рабства, позитивная дискриминация, политика инклюзивности, критика белой привилегии, чёрный президент и многие другие факторы привели к тому, что некоторые белые люди решили устроить контрнаступление, дабы спасти своё насиженное место хозяев Америки. Неонацисты и участники ультраправых движений (например, Alt-right Ричарда Спенсера) выходят на улицы (по иронии судьбы, прежде они всегда критиковали либералов и правозащитников за то, что те протестуют на улицах, якобы потому что им лень работать), маршируют с факелами и кричат о том, как важно сохранять культуру белых и Юга. Что характерно, именно культурный уровень этих людей, если судить по внешнему виду и лозунгам, не кажется значительным — это просто сборище оголтелых расистов, которые уважают не столько культуру Юга, сколько символику Конфедерации и нацистской Германии (!), и всегда готовы перейти от слов к насилию (чего не сказать о чёрных протестах). Что характерно, полиция гораздо терпимее относится к ним, нежели к мирным протестующим с противоположного политического полюса (достаточно вспомнить, как жестоко вела себя полиция во время абсолютно мирных протестов против проведения нефтепровода в Южной Дакоте).
12 августа на белом марше в городе Шарлотсвилль, штат Вирджиния, неонацистами была убита белая женщина, не разделявшая идеи превосходства белый расы. Ещё несколько человек получили ранения. Людей, избивавших своих оппонентов металлическими шестами, полиция разыскивала несколько недель и задержала только после того, как их идентифицировали пользователи Твиттера, используя снимки нападавших, сделанные очевидцами, в то время как активистов Black Lives Matter полицейские задерживают на месте акций незамедлительно, даже если те ведут себя относительно спокойно. После трагедии в Шарлотсвилле Дональд Трамп не стал осуждать неонацистов, отметив, что на обеих сторонах были «очень хорошие люди».
В чёрном свете
Так уж сложилось, что многие работники СМИ не спешат развенчивать стереотипный портрет афроамериканца. Они всё ещё видят в афроамериканце наркомана или бандита, но никак не будущего президента. Удивительно, что белые люди ожидают от чёрных законопослушности и жизнелюбия после того, как сами внушают им, что они ни на что не годны.
Приведу ряд примеров, которые, как мне кажется, ярко иллюстрируют существующее неравенство.
Первого октября 2017-го года в Лас Вегасе на фестивале кантри-музыки Стивен Пэддок ранил более пятисот человек, стреляя из окна гостиницы. Более пятидесяти человек в результате погибли. Как и подавляющее большинство массовых убийц, Пэддок был белым, и, по мнению журналиста и активиста Шона Кинга, именно это сыграло ключевую роль в том, что Пэддок не был назван террористом и не бросил тень на сообщество людей, которых он представлял. В американской прессе есть такая традиция — называть белых злодеев одиночками («lone wolf»). Кинг считает это одной из белых привилегий. То есть если злодеяние совершает белый человек, то мы узнаём, что это был неплохой парень, который любил кантри-музыку, помогал бывшей жене, и на фото в статье вы можете увидеть его в компании счастливой семьи. Если же злодей был самопровозглашённым мусульманином, то и на фото он будет угрюмым, и описание его жизни будет сводиться к тому, что это человек был мусульманским террористом, не взирая на тот простой факт, что ислам и терроризм — это взаимоисключающие понятия. Чёрный преступник также будет изображён как представитель зловещего чёрного сообщества. Получается, что отличие от белого американца остальные преступники буду всегда бросать тень на остальных представителей своей группы. Считается, что исламофобия получила огромный импульс в США после атаки 11 сентября. На ТВ стали много говорить об исламских террористах, и настоящие мирные мусульмане в США стали подвергаться дискриминации и нападкам (в том числе насилию) со стороны прочих жителей Америки. Трамп пытался временно запретить въезд мусульманам в связи с терактами ИГИЛ и других группировок, однако никаких санкций против белых людей, совершающих ещё более кровавые деяния, не происходит. Нередко массовые убийства совершают именно белые националисты, однако власти не спешат делать из этого проблему. Скорее они предположат, что убийца находился под воздействием наркотиков или был психически неуравновешен.
2 октября 2017-го года в Washington Post вышла статья под заголовком «Лас-Вегасский стрелок Стивен Пэддок любил азартные игры, музыку кантри и до резни вёл тихую жизнь». 30 декабря 2015-го года Miami News Times выдала статью под заглавием «Президент Полицейского Союза Майами сказал о Тамире Райсе: поступай, как головорез, получишь соответственное обращение». Напоминаю, Тамир Райс — 12-летний чёрный мальчик, игравший с пневматическим пистолетом на улице, которого полицейский застрелил через 2 секунды после того, как увидел. Итак, существуют ситуации, в которых пресса готова «очеловечить» жестокого убийцу и осудить жертву убийства. Другой пример — Сандра Блэнд. Она была арестована после нарушения правил дорожного движения и повесилась в камере три дня спустя. Её смерть могла не состояться, если бы работники тюрьмы соблюдали установленные правила контроля за поведением заключённых, к тому же было известно, что у Блэнд имелись проблемы с психикой. Итак, заметьте, Сандра никого не убивала, вот какую статью о ней написали NBC Chicago: «Женщина, которую нашли мёртвой в тюрьме, и раньше имела проблемы с законом». Нет, речь не о массовом убийстве, а о нескольких превышениях скорости и ряде других нарушений ПДД. Блэнд не была фанаткой кантри-музыки. В родном городе (Чикаго) она работала и была одним из активистов Black Lives Matter, то есть боролась за то, чтобы полиция обращалась с чёрными так же, как обращается с белыми. Тем не менее, журналисты NBC не поленились перечислить и подробно описать все 10 случаев нарушения закона Сандрой Блэнд, отведя лишь пару абзацев прочим фактам её биографии. Как показывают наблюдения, белый мужчина имеет больше шансов быть понятым вне зависимости от поведения.
«Black lives matter» не значит «только чёрные жизни», «Black lives matter» значит «чёрные жизни тоже»
Похожий пример связан с тем, как чёрных и белых людей, оказавшихся в идентичных ситуациях, совершенно полярно отображают в СМИ. Более десяти лет назад, когда на штат Миссисипи обрушился ураган Катрина, жители штата делали всё возможное, чтобы выжить, и, пожалуй, это был не самый подходящий момент, чтобы осуждать их — тот факт, что некоторые люди, спасаясь от наводнения, во избежание голодной смерти брали еду из заброшенных магазинов не был так страшен, как халатность, проявленная правительством США. Однако показателен тот факт, что американские СМИ писали, что белые жители, пострадавшие от урагана («survivors») «находили» еду, а чёрные «мародёры» эту же еду «крали». Ещё тогда, в 2005-м году эта ситуация обсуждалась в либеральной прессе, однако тенденция очернять действия афроамериканцев никуда не исчезла.
Скажем, журналист и учёный Джоанна Р. Пепин в одной из своих статей приводит цифры, показывающие, что пресса по-разному преподносит чёрных и белых знаменитостей, совершивших акт насилия по отношению к своим жёнам или девушкам. Проанализировав 330 статей о подобных случаях, Пепин пришла к выводу, что в статьях об афроамериканцах, как правило, используется фотография, сделанная в полиции («mugshot»), упоминаются предыдущие аресты или судимости «героя» статьи, если они имели место быть, и приводятся реплики работников полиции, занятых этим делом, и в целом в тексте нет никаких попыток объяснить или извинить поведение насильника (что вполне можно понять). Если же речь идёт о белом человеке, то наверняка мы увидим снимок, на котором мужчина непринуждённо улыбается (возможно, даже вместе со своей жертвой), тёмные стороны его прошлого не упомянуты, и автор статьи нередко пытается переложить часть вины на женщину.
В июле этого года белая медсестра Алекс Уобблз не дала полицейским взять кровь на анализ у её пациента, который находился в тот момент в бессознательном состоянии (человек был жертвой ДТП). Свой отказ Уобблз мотивировала тем, что у копов не было ордера, позволяющего пройти в клинику, пациент не давал согласия сдавать кровь и не подлежал аресту. Начальство Уобблз встало на её сторону. После непродолжительного спора полиция грубо арестовала медсестру. Офицеры, принимавшие в этом участие, в дальнейшем были уволены, а их действия вызвали общественное негодование. Вот что написали белые пользователи Facebook о медсестре, не подчинившейся полиции: «это яркий случай, когда офицер почувствовал, что находится выше закона и публично унизил эту женщину применением физической силы! Заберите его значок, пистолет и заприте его!», «Офицера отправили в оплачиваемый отпуск — как по мне, этого недостаточно! Он и его начальник совершили деяние, полное сумасшедшей жажды власти, и нарушили её права на работе… В итоге это дорого обойдётся налогоплательщикам» (тут стоит отметить, что все успешные иски против полиции оплачиваются из бюджета города, то есть преступления полиции — бремя для всех граждан, а не только для жертв и семей пострадавших. И да, всякий раз, когда полицейский попадает под следствие, его отправляют в оплачиваемый отпуск, который может тянуться много месяцев. Все расходы, конечно же, на бюджете), «Самое страшное в этом деле — давайте просто представим, что офицер реально ДУМАЛ, что он был в праве арестовывать медсестру, которая подчинялась командам своего начальства, она не была несговорчивой, агрессивной или неуважительной! Он орал на неё так, словно мобильный телефон в её руке был мачете или револьвером. И другие полицейские стояли рядом и позволили всему этому случиться. Ужасное злоупотребление властью!».
Что ж, вполне можно понять этих людей, но мы здесь не ради этого. Интернет-активисты, выступающие за развенчивание и устранение белых привилегий, сравнили реакцию белого фейсбука на арест Алекс Уобблз с реакцией на интервью, которое мать невинной жертвы полиции Филандо Кастиля дала после того, как суд признал правомерными действия полицейского, расстрелявшего Филандо через окно в его автомобиле из-за того, что Филандо потянулся в карман за водительским удостоверением, чем напугал копа. После того, как суд оправдал убийцу Кастиля, его мать Валери сказала репортёрам, что её сын никогда не угрожал ничьей жизни. «Где-нибудь ещё в мире вы можете умереть от того, что говорите правду?» — спросила Валери, имея в виду, что Филандо был убит именно из-за того, что предупредил офицера, что имел оружие. Валери отметила, что эта проблема носит систематический характер и что «система продолжает и будет продолжать обманывать надежды чёрных людей». «Вы будете следующим, стоящим на моём месте, борющимся за справедливость, так же, как я сейчас. Я так разочарована в штате Миннесота. Мой сын любил этот штат», — сказала Валери. Что же написали белые американцы в ответ на слова скорбящей матери? «Вот почему полицейские спасают жизни? Прекратите постить эти новости, вызывающие разногласия», «О, пожалуйста. Мне нужен перерыв. Копы не угроза чёрным. Это чёрные угроза чёрным!», «Не тяни свои руки и не придётся беспокоиться. Кастиль сам ответственен за свою смерть», «Нет, я не буду следующим, потому что я знаю, что такое законопослушность, и я не нарушаю законов. Завалите ебало, леди», «Вы можете быть следующим… если потянетесь за пистолетом. Если потянетесь за чем угодно, кроме того, что вас попросили достать. Слушайте, что вам говорят, и живите». Как видим, белые на самом деле очень любят защищать полицию, но только от чёрных. Стало быть, свобода слова, свобода критиковать сохраняется, но это не право, а привилегия.
В данном контексте показательна ситуация с тем, как по-разному белая Америка отреагировала на схожую по сущности критику в адрес президента Трампа, высказанную белой и чёрной женщинами в этом году. Одну из них приветствовали за смелость и искренность, другую же едва не уволили и вынудили извиниться. 10 сентября во время конкурса Мисс Америка один из судей задал вопрос конкурсантке Маргане Вуд (мисс Техас) о том, согласна ли она с президентом Трампом в том, что ответственность за насилие в Шарлотсвилле несут «обе стороны». Вуд незамедлительно ответила, что этот вопрос очевидным образом связан с проблемой поборников превосходства белых («white supremacists»), и Трамп должен был осудить именно неонацистов, а не обе стороны. Такой прямой ответ возвёл её в ранг героев дня, многие поддержали Вуд в прессе и социальных сетях. Маргана Вуд — молодая белая девушка. Совсем иначе судьба сложилась для чёрной журналистки и ведущей на спортивном канале ESPN Джемиль Хилл, которая осмелилась 11-го сентября в личном Твиттер-аккаунте критиковать Трампа, назвав его поборником превосходства белых, окруживших себя такими же, как он. Также она заявила о том, что Трамп — самый оскорбительный и невежественный президент, что она видела в жизни. Хилл написала, что Трамп — угроза, так как он поощряет неонацистов (тут Хилл также ссылается на события в Шарлотсвилле). ESPN сразу же выпустили заметку, в которой говорится о том, что комментарии Хилл не представляют позицию канала и что после разговора с Хилл последняя признала, что была не права. После этого журналистку критиковали и за высказывания в адрес Трампа, и за то, что она извинилась за свою вполне правомерную критику. Безусловно, имела место и поддержка, но всё же для Хилл эта история вызвала череду неприятностей. Трамп в своём Твиттере напал на ESPN, а пресс-секретарь Сара Хукаби Сандерс отметила, что за такое поведение Хилл каналу следовало бы её уволить. В дальнейшем Хилл на две недели отстранили от работы после того, как она вновь высказала свои критические мысли в связи с другим инфоповодом. Прошу заметить, что призыв уволить кого-либо за критику президента является антиконституционным.
Здесь уместно будет вспомнить нашумевший дисс на Трампа, исполненный Эминемом 10 октября. Многим это выступление не понравилось, однако никто не говорил о том, что у рэппера не было права делать что-то подобное — в конце концов, белый богатый мужчина не может представлять опасности для системы. Кстати, существует мнение, что Эминем был одним из тех, кто подготовил почву для победы Трампа на выборах, так как принёс нигилизм и подчёркнутое отсутствие политкорректности в мейнстрим, вырастив поколение избирателей, для которых нет ничего приятней, чем слышать «fuck this» и «fuck that». Как знать, как знать.
Чтобы вам не показалось, что расовая предвзятость возникает только когда речь идёт о каких-то конфликтных ситуациях, преступлениях или политике, приведу простой и яркий пример — полярная реакция СМИ и интернета на двух выпускниц колледжа, которые, будучи молодыми мамами, кормили грудью своих младенцев прямо на выпускном. В июне 2014-го в Facebook-группе «Чёрные женщины кормят грудью» Карлеша Тёрман разместила фото, на котором она кормит своего ребёнка во время выпускного. Кто мог знать, что за этой публикацией в адрес Тёрман последуют нападки и издевательства? Девушку, которая оказалась матерью-одиночкой, назвали шлюхой, а её поведение неприличным. СМИ не остались в стороне и вскоре появились заголовки вроде «Спорно или естественно? Фото кормящей грудью мамы-выпускницы колледжа вызвало переполох». В каждой статье говорилось о том, что поступок Карлеши был неоднозначным. Лишь одно издание взяло у неё интервью. В итоге девушка удалила фотографию из Facebook. Противоположную реакцию вызвало фото белой жительницы Австралии, матери-одиночки Джекки Шаркей, которая в том же году анонимно опубликовала в соцсетях фотографию, аналогичную той, что выложила Карлеша. После того, как девушка получила, несмотря на анонимность, широкую поддержку в соцсетях, газеты разных стран поспешили присоединиться к всеобщему ликованию. «Прекрасное фото мамы, кормящей грудью своего ребёнка во время выпускного покоряет интернет», — вот один из типичных заголовков по теме, появившихся в те дни. Джекки пригласили рассказать свою историю людям в офис Skype. Как видим, Джекки повезло намного больше, чем Карлеше, и, как многим показалось, фактор расовой принадлежности сыграл здесь решающую роль.
Наступила наша очередь прислушаться к голосам чёрных, так как на протяжении нескольких десятилетий мы слушали их только тогда, когда хотели развлечься
Дельцы из мира литературы и шоу-бизнеса считают, что Америке нужны именно белые герои. Скажем, персонаж Вилли Вонка из книги Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» изначально задумывался как чёрный, однако издатель настоял на том, чтобы сделать его белым, чтобы книгу лучше покупали. В Голливуде ломать стереотипы об афроамериканцах стали только недавно, а вот ещё в начале века можно было наблюдать, например, такой курьёз: в художественном фильме Оливера Стоуна «Башни-близнецы», посвящённом теракту 11 сентября, одного из героев тех событий чёрного сержанта Джейсона Томаса, спасшего несколько жизней, сыграл белый актёр Уильям Мэйпотер. Увы, актёрское мастерство Мэйпотера не помогло сделать Томаса в его исполнении афроамериканцем, и чёрная Америка лишилась в этой картине своего героя. «Representation matters», говорят активисты — то есть каждому сообществу важно иметь своих героев в искусстве и на экране. Детям нужны образцы для подражания, чтобы принимать себя такими, как есть, и не комплексовать (есть свидетельства, что чернокожие дети нередко чувствуют себя уродливыми, когда растут в окружении белых детей и их культуры). Вот почему чёрные пользователи соцсетей так активно делятся своими успехами, сопровождая свои посты хештегом #BlackExcellence — так они заявляют о том, что чёрные люди способны преуспеть в деле, за которое берутся, и никакие стереотипы не могут это оспорить. Так как СМИ раз за разом оказываются неспособными признать успеха чёрного сообщества, люди начинают делать это самостоятельно.
К чему всё это
Я уже ненавижу эту статью за то, как много в ней написано и как мало и однобоко отображено. К тому же я делал акцент именно на тех событиях, где к афроамериканцам отнеслись несправедливо. Разумеется, ситуация намного сложнее. Нередко афроамериканцы подыгрывают негативным стереотипам о чёрной Америке, однако моей целью было показать, что цвет кожи всё ещё играет в США огромную роль, и почти всегда не в пользу афроамериканцев. Иногда влияние расовой предвзятости неуловимо и заметно только тем, кто настроил свою оптику соответствующим образом. В то же время слово «расизм» зачастую употребляется не к месту. Люди увлекаются навешиванием ярлыков и взаимными обвинениями. Как бы там ни было, я считаю, что сейчас наступила наша, белых людей, очередь прислушаться к голосам чёрных, так как на протяжении нескольких десятилетий мы слушали их только тогда, когда хотели развлечься.
Прочесть первую статью из серии можно здесь.