Разыскивая культуру

Разыскивая культуру

Евгений Музычук

c

Сидячие места до Москвы раскуплены за неделю до отправления поезда. Огромное количество молодых людей — кто с рюкзаком за плечами, кто с огромными чемоданами — как планеты, притягиваются к звезде в своей Солнечной системе, оставаясь при этом прикованными к орбите.

Тысячелетняя история города существует только в календаре и выступлениях мэра по этому поводу. Тысяча лет стерлись временем, празднованиями и Универсиадой, которая изменила вектор развития города и превратила его в большую планету, притягивающую к себе спутники с рюкзаками и чемоданами.

Аутсайдерами в Казани можно назвать так или иначе всех людей, связанных с культурой

Лишившись многого в историческом центре в нулевые годы и постепенно приобретая репутацию самого значимого города в Поволжье, Казань смогла развить в себе то, что у других городов получилось не очень хорошо: включить молодых людей, родившихся в умирающей стране и выросших в период рецессии имперского синдрома, в процесс интенсивного броуновского движения, энергия от которого либо рассеивается, либо переходит в качественное состояние прагматизма.

Большую часть молодого населения составляют студенты, в основном приезжие из соседних городов и регионов. Не поступили в Питер/Москву — это самый частый аргумент в пользу выбора именно казанских вузов. Реализовать себя при большом желании это сделать в Казани возможно — благодаря огромному количеству площадок, созданных при поддержке правительства республики. Это молодежные организации «Лига студентов», «Сэлэт». В них постоянно происходят события, которые «помогают» найти себе единомышленников и т.д. Проблема этих организаций в том, что конкретная мотивация быть там отсутствует, ровно как и идея — одно аморфное представление об активном и образованном студенчестве.

Средство становится целью — быть вместе, не быть потерянным в том городе, куда приехал. Упор в них делается на развитие навыков, которые пригодятся управленцам: личностный рост, социальное проектирование, ораторское мастерство: постоянная сменяемость и чередуемость проектов формируют традиции и некую наследственность между людьми, которые вечно выглядят занятыми. Культурная составляющая в этих организациях отсутствует. Точнее та культура, которая зарождается в маргинальном. После прохождения подобных организаций человек либо становится прагматичным и эффективным управленцем, либо оказывается выброшенными в реальность. Тем не менее большая часть молодых людей, особо не желающих сталкиваться со взрослой жизнью, несёт течением в «молодёжь».

 

Проблема этих организаций в том, что конкретная мотивация быть там отсутствует, ровно как и идея — одно аморфное представление об активном и образованном студенчестве

Недалеко от центрального вокзала находится Центр современной культуры «Смена», открывшийся в декабре 2013 года. Это было первое по-настоящему современное пространство в городе, объединяющее в себе книжный магазин, площадки для выставок и старое здание, всё как полагается. За два года «Смена» смогла стать мощным аккумулятором культурной жизни в городе: здесь регулярно проводятся выставки как молодых, так и уже известных художников (совсем недавно приезжал Ха Шульт), открытые лекции под эгидой «Курилки Гуттенберга», а также концерты модных групп. Это очень неплохое место для наблюдателей. «Смена» всегда идёт навстречу новым интересным проектам, которые им предлагают. Но аккумуляция в городе культурного поля через «Смену» проходит без включения в него ребят из числа тех, кто ребенком смотрел новые клипы Жанны Фриске, а не инсталляции «бедного искусства». В одном из интервью казанский художник Ильгизар Хасанов сказал, что не должно создаваться впечатления «периферии жизни». «Смена» с этой задачей справляется по мере возможностей и желания тех, кто не хочет быть этой «периферией».

Карл Фукс умер в 1846 и в 2014. Сначала как великий учёный, затем как журнал. Созданный молодыми журналистами города и получив поддержку от государства, проект очень неплохо стартовал. Освещая проблемы, связанные с человеком («В поисках человека» — это слоган журнала), команда «Фукса» смогла углубиться в атмосферу жизни города, в культурную и историческую составляющую, став известной за пределами Казани. Однако из-за проблем со спонсорами в лице «Татмедиа» журнал не смог просуществовать долгое время и закрылся. По поводу его закрытия писали многие крупные СМИ федерального уровня. В целом, город лишился хорошего журнала, который мог стать референтом для слова Казань, а его закрытие многие восприняли как трагедию. Подробнее об этом можно прочитать в интервью с главным редактором журнала. 

Аутсайдерами в Казани можно назвать так или иначе всех людей, связанных с культурой.

На самом деле, есть ещё огромное количество проектов и площадок, на которых возможно реализовать себя в совершенно непонятно каком для большинства молодых людей направлении. Для тех, кто уже открыл своё дело, есть различные лофты и «штабы», которые предлагают свои проекты, строят вокруг Казани города-спутники и развивают молодежные таланты в спорте, науке и нормах ГТО. Один человек не в состоянии охватить всё это разом, а поэтому и оказывается неспособен понять, что именно ему нужно в двадцать лет. А по запросу в гугле «казанские поэты» поисковик отвечает: «может вы имели ввиду кубанские поэты». И желающих приобрести билет на поезд до Москвы меньше не становится.

 Фотография на титуле Лены Стрыгиной, остальные же взяты из архивов упомянутых в тексте организаций.