С 8 по 9 августа в Рязани состоялся второй МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ КОЛЧЕВА. Название фестиваля повторяет название последней книги поэта — «Лубок к родине» (Самара, 2013).
После смерти Колчева литературтрегер Дарья Суховей первой озвучила идею провести мемориальный фестиваль. А вот основная организационная работа по проведению легла на хрупкие плечи возлюбленной Алексея — Ольги Самохваловой.
Список участников:
Москва:
Юрий Орлицкий, Ирина Шостаковская, Кирилл Корчагин, Никита Сунгатов, Мария Галина, Аркадий Штыпель, Наталия Азарова, Герман Лукомников, Степан Бранд, Дмитрий Данилов, Кирилл Широков, Татьяна Риздвенко, Андрей Черкасов, Екатерина Соколова, Евгения Вежлян, Лиза Неклесса, Ксения Чарыева, Анна Орлицкая, Данила Давыдов, Кирилл Медведев, Василий Бородин (заочно), Валерий Нугатов, Геннадий Каневский, Елена Горшкова, Марианна Гейде, Михаил Квадратов, Дарья Серенко, Андрей Пермяков, Янина Вишневская, Олег Пащенко
Санкт-Петербург:
Валерий Земских, Никита Миронов, Вячеслав Крыжановский, Лидия Чередеева, Саша Лондон, Александр Пылькин, Ольга Баженова, Александр Скидан, Алексей Кияница
Нижний Новгород:
Евгений Прощин, Марк Григорьев, Андрей Мегалинский, Наталья Метелева
Рязань:
Кристина Азарскова, Игорь Витренко, Ольга Мельник, Владимир Смирнов, Елена Сафронова, Юлия Грекова
другие города:
Станислав Львовский (Оксфорд), Александр Житенёв (Воронеж), Алексей Александров (Саратов), Владимир Навроцкий (Пенза), Анна Голубкова (Тверь), Виталий Лехциер (Самара, заочно), Ася Энгеле (Иерусалим, заочно), Станислав Бельский (Днепропетровск, заочно), Ирма Гендернис (Латвия, заочно), Елена Глазова (Рига, заочно), Алёша Прокопьев (Чебоксары, заочно), Антон Веселовский (Тамбов), Дмитрий Воробьёв (Чебоксары).
***
Я приехала в Рязань в 2:25, на перроне меня встретил Алексей Александров — не только поэт и редактор журнала «Волга», но ещё и инженер по совместительству. И черта с два мы бы встретились, будь он гуманитарием. Во-первых, я перепутала номер поезда, во-вторых — станцию. Леша, прости! Мы вызвали такси, и всю дорогу я пыталась найти в ночной Рязани что-нибудь общее с Пензой — безрезультатно.
В полдень мы уже были в библиотеке им. Горького. Надо сказать, что фестивалю очень повезло с площадкой. Библиотека не просто современная, комфортная, она по-настоящему уютная. На улице стояла одурманивающая духота, а Горьковка на два дня стала нашим спасением — от солнца, рутины, часов Пескова, скучающих и уставших людей. Думаю, именно такое «бомбоубежище» представлял Алексей Колчев в своём стихотворении «Белый шум».
«28 русских поэтов
разного пола
и возраста
единственные
оставшиеся в живых
на земле
человеческие существа
после международного
обмена ядерными
ударами
— приходят же в голову
замечательные идеи —
говорит поэт файзов
поэту цветкову —
провести фестиваль
в бомбоубежище
поздравляю
теперь мы все
персонажи книги
поэта сваровского —
произносит поэт горшкова
прикуривая последнюю
сигарету»
Это стихотворение вообще очень хорошо иллюстрирует фестиваль. Зрителей, которые пришли просто послушать, не выступать, было маловато. Казалось, поэты действительно стали последними людьми на этой земле.
Горьковка на два дня стала нашим спасением — от солнца, рутины, часов Пескова, скучающих и уставших людей
Вот Андрей Пермяков зашёл в зал с ярко-голубым ведром в руке, в котором плескался живой рак. «Закуска? Часть перфоманса?» — гадали мы.
«Это мой друг — Вася, у нас в Рязани дела», — заявил пермский поэт. Ну хорошо. Значит, кроме поэтов, в живых остались ещё и членистоногие. Кстати, после окончания первого дня фестиваля животное было выпущено в местный водоём. Подальше от людей, которые видят в нём только закуску.
Ольга Самохвалова оказалась очень милой и скромной ведущей. Никакого пафоса, длинных предисловий, лишних шуток и суеты — только имя выступающего. Кому-то, возможно, этого было недостаточно. Мне же такой формат очень понравился. Что интересно, Оля неоднократно повторяла, что она не имеет никакого отношения к литературе.
«В прошлом году я занималась этим впервые. Всё было, как прыжок в никуда, так как совершенно не представляла, и до сих пор не представляю, как это должно быть. Видимо, каждый раз будет, как чудо. Большую поддержку мне, конечно, оказали Дмитрий Кузьмин, Виталий Лехциер, Дарья Суховей, Данила Давыдов, Юрий Орлицкий и Евгений Прощин», — рассказала мне она уже после фестиваля.
Человек, который не является автором и при этом берёт на себя поиск ресурсов, организацию, проведение такого масштабного мероприятия. Часто ли мы сталкиваемся с подобным? Лично я — впервые.
Первыми читали рязанские авторы. Среди них были Сергей Свиридов и Кристина Азарскова. Самым ярким выступлением первого дня для меня стало выступление Андрея Черкасова. Его голос и манера чтения, как всегда, соответствовали его поэтике. Стихи Андрея были глотком свежего воздуха. Сюрреализм его текстов не является нагромождением слов — напротив, паузы между словами создают пространство, в котором легко дышится. Минимализм Черкасова если и ведёт к некоторой пустоте, то вовсе не к пугающей, — такой минимализм, наоборот, успокаивает. И вот весь этот сквозняк в стихах вместе с ветром, который колыхал шторы и драпировку стены, создавали завораживающую картинку.
После перерыва мы передислоцировались в малый зал, где состоялся круглый стол на тему «Проблематика и механизмы литературной самоорганизации» (модераторы — Евгений Прощин, Кирилл Корчагин). Евгений начал рассказ о том, как литературная самоорганизация происходит в Нижнем Новгороде и за счёт чего им удается находить ресурсы. И, вероятно, рассказал бы намного больше — вот только не все были в состоянии выслушать его. Сумбур в дискуссию внёс Сергей Свиридов. Видимо, факт того, что он открывал фестиваль, позволил расслабиться во время перерыва.
«Я ничего не понимаю! Дайте мне сказать!» — скандировал разгорячённый поэт.
«Данил, ты все? Теперь я скажу», — перебил Сергей выступление Данилы Давыдова, который, между прочем, поднял интересную тему угрозы коллаборационизма в рамках работы с вузами.
Корчагин в основном рассказывал про Транслит и обобщённо — про ситуацию в целом. Устав бороться с невыдержанным слушателем, Кирилл попробовал закруглить беседу, но Евгений Прощин рискнул продолжить.
Сергей Свиридов не унялся, даже когда слово взяла его подруга и землячка Кристина Азарскова, которая вкратце рассказала о рязанском литературном проекте «Живое».
Докладчиков, вероятно, должно было быть гораздо больше. Но, кроме Кристины и Давыдова, успели высказаться только Никита Сунгатов и Алексей Александров, который рассказал о журнале «Волга».
Мы вернулись в большой зал. Читали Евгений Прощин, Екатерина Соколова, Данила Давыдов, Никита Сунгатов, у которого мне удалось отобрать дебютную книгу, вышедшую в этом году в серии «kraft», совместной серии альманаха «Транслит» и Свободного марксистского издательства.
"Я ничего не понимаю! Дайте мне сказать!" — скандировал разгорячённый поэт
После выступлений была экскурсия по городу, которая для многих стала мучительной. Сказалась усталость и страстное желание выпить и впасть в состояние а-ля Есенин-Свиридов.
Вечером всю поэтическую братву, а именно такой мы стали поле изнурительного хождения к Оке и обратно, ждал в гости Владислав Ефремов.
Евгений Прощин заметил, что у меня дефицит общения. Приехав из Пензы, в которой литературный процесс не подаёт признаков жизни, я обязана была его восполнить.
Скажу по секрету, в нижегородский десант я просто влюбилась. В сентябре нужно будет обязательно съездить к ним (на одно из мероприятий «Нижегородской волны») и всё в подробностях рассказать.
* * *
теряю навыки устной речи
письменной речи
связной речи
умолкаю
смолкаю
молчу
NB тут следовало бы добавить
что-нибудь вроде
«предо мной все другие — предтечи»
или что-нибудь наподобие
«молюсь оконному лучу»
не могу
не умею
и не хочу
нечем
голос ломается рушится крошится рвётся вьётся
волосы словно бы в бороде
таракан на обоях живёт смеётся
логово
логоса
где
?
Я дожила до второго дня фестиваля и этим горжусь. Тем же, кто не смог услышать Олега Пащенко, Кирилла Медведева, Валерия Нугатова, Владимира Навроцкого, Германа Лукомникова, Марианну Гейде и многих других, остаётся ждать видеохроники чтений.
Надо отдать должное Ольге Самохваловой: несмотря на небольшой опыт организации подобных мероприятий, всё задуманное ей удалось. Зрители услышали целый ряд выступлений ярких современных поэтов, а выступающие чувствовали себя как дома.
В прошлом году гостей было гораздо меньше. К тому же, первый фестиваль прошёл спустя всего пару месяцев после смерти Колчева. Надо полагать, атмосфера была совсем иной. В этот раз думать о грустном совсем не хотелось. А поводом для встречи будем считать день рождения Алексея Колчева 9 августа, на который я обязательно приеду в следующем году.
«русь стоит на семи холмах
трёх китах девяти царях
хоровод расписных рубах
перекошенных брюх и рях
затянись папироской вослед петру
поскреби подбородка плешь
вон пошёл сиволапый гундеть муру
трёх сосёнок плутать промеж
я-де мы-де весь не умру
хочешь режь меня хочешь — ешь»
Фотографии Ольги Самохваловой; стихотворения Алексея Колчева.