Любовь, которую пробудило кино, была особой. Она родилась из уверенности, что кино не было похоже ни на одно искусство: неотъемлемо современное, отчетливо доступное, поэтическое, таинственное, эротическое и моральное – всё сразу. У кино были последователи. (Оно было сродни религии.) Кино было крестовым походом. Для синефилов фильмы вмещали в себя все. Кино было книгой искусства и книгой жизни.
Сьюзен Зонтаг
Курс, состоящий из 9 лекций, является первой ступенью знакомства с пост-фотографическим кинематографом и рассматривает взаимодействие аналогового и цифрового измерения в кинематографе XXI века. Cлушателям будут представлены малоизвестные кинематографисты, а творчество уже знакомых авторов будет интерпретироваться в неожиданном ключе. Лекции курса открыты для всех желающих, но наиболее интересны они будут представителям гуманитарных профессий: искусствоведам, социологам, антропологам, филологам, политологам, культурологам, психологам.
Куратор курса, Михаил Захаров – киновед, постоянный автор блога о неформальных практиках существования «Стенограмма» и колонки о кино сообщества [moisture], участник международной литературной программы Between the Lines на базе университета Айовы, стипендиат школы интерпретации современного искусства «Пайдейя». В рамках курса Михаил затронет самые актуальные темы: современное искусство, новые медиа, сексуальность, политика, терроризм, формы угнетения и институализации и рассмотрит на конкретных примерах, как эти феномены представлены в пост-фотографическом кинематографе. Методологический аппарат курса, определяющий нарратив, форму, новых героев, этику, технический аспект кинематографа и другие категории, изучается по списку литературы, разработанному к каждой конкретной лекции.
Основной критический текст, на который опирается курс – исследование кинокритика, кинообозревателя The New York Times Джима Хобермана «Кино после кино: (Или что стало с кино 21-го века?)» / Film After Film: (Or, What Became of 21st Century Cinema?). В своей книге Хоберман вводит термин «пост-фотографическое кино», в котором важно не изображение само по себе, а его функционирование в контексте; акцент делается на пост-продакшен и CGI. Хоберман разделяет кино на films (пленочное, аналоговое кино) и movies (дигитальное, виртуальное кино) и, вслед за Славоем Жижеком, видит в 11 сентября ключевое событие новой эпохи, которое явилось выбросом Реального не только в американский, но и в глобальный постмодернистский ландшафт. Хоберман мыслит о кино политически: в рамках прошлогоднего public talk в кинотеатре «Пионер» в Москве он дискутировал с Романом Волобуевым о политическом подтексте американского кино времен Холодной войны (инопланетяне как красная угроза).
Легендарный французский кинотеоретик Андре Базен отстаивал позицию моральности кинематографа и объективности объектива – он считал съёмку смерти «онтологической непристойностью». В современном кино всё говорит об аморальности объектива (например, режиссер из Японии Наоми Кавасе снимает смерть своей бабушки и собственные роды). Метафора камеры как пенетрирующего объекта, которая казалась Сьюзен Зонтаг избитой, теперь не кажется такой уж пошлой – в XXI веке камера залезает в человеческое тело. Базен не мог предвидеть, что аналоговое кино (плёнка, на которой зафиксировано «правдивое» событие, обработанное в химрастворе изображение) уйдёт в прошлое, а на смену ему придет цифровое изображение, преобразующее мир, чтобы забыть о смерти и показать здесь и сейчас: позы, фигуры, обломки, фрагменты.
Программа курса
21 января, 16.00 Кино в контексте современного искусства / «Синди, кукла моя» Бертрана Бонелло
22 января, 16.00 Трансцендентальный кинематограф в XXI веке /«День-ночь, день-ночь» Джулии Локтев
23 января, 19.30 Кинематограф тела / «Вечер пятницы» Клер Дени
24 января, 19.30 Нарратив и стиль / «Страсть» Брайана Де Пальмы
25 января, 19.30 Копия и оригинал / «Заверенная копия» Аббаса Киаростами
26 января, 19.30 Женщина в кинематографе XXI века, новое квир-кино / «Сорок оттенков грусти» Айры Сакса
27 января, 19.30 Современное русское кино, человек в форме / «Сказка про темноту» Николая Хомерики
28 января, 16.00 Постдок / «Иисус, ты знаешь» Ульриха Зайдля
29 января, 16.00 Будущее кино / «Новая жизнь» Филипа Гранрийе
Продолжительность каждого занятия – 2,5-3 часа. Вход бесплатный по предварительной регистрации.