Cinema is Dead. Курс лекций о современном кино

Cinema is Dead. Курс лекций о современном кино

c

21-29 января в резиденции искусств и технологий «КвартаРиата» в Петергофе будет проходить курс лекций о современном кино «Cinema is Dead». Курс ведёт постоянный автор «Стенограммы» Михаил Захаров.

Любовь, которую пробудило кино, была особой. Она родилась из уверенности, что кино не было похоже ни на одно искусство: неотъемлемо современное, отчетливо доступное, поэтическое, таинственное, эротическое и моральное – всё сразу. У кино были последователи. (Оно было сродни религии.) Кино было крестовым походом. Для синефилов фильмы вмещали в себя все. Кино было книгой искусства и книгой жизни.  

Сьюзен Зонтаг

Курс, состоящий из 9 лекций, является первой ступенью знакомства с пост-фотографическим кинематографом и рассматривает взаимодействие аналогового и цифрового измерения в кинематографе XXI века. Cлушателям будут представлены малоизвестные кинематографисты, а творчество уже знакомых авторов будет интерпретироваться в неожиданном ключе. Лекции курса открыты для всех желающих, но наиболее интересны они будут представителям гуманитарных профессий: искусствоведам, социологам, антропологам, филологам, политологам, культурологам, психологам.

Куратор курса, Михаил Захаров – киновед, постоянный автор блога о неформальных практиках существования «Стенограмма» и колонки о кино сообщества [moisture], участник международной литературной программы Between the Lines на базе университета Айовы, стипендиат школы интерпретации современного искусства «Пайдейя». В рамках курса Михаил затронет самые актуальные темы: современное искусство, новые медиа, сексуальность, политика, терроризм, формы угнетения и институализации и рассмотрит на конкретных примерах, как эти феномены представлены в пост-фотографическом кинематографе. Методологический аппарат курса, определяющий нарратив, форму, новых героев, этику, технический аспект кинематографа и другие категории, изучается по списку литературы, разработанному к каждой конкретной лекции.

Основной критический текст, на который опирается курс – исследование кинокритика, кинообозревателя The New York Times  Джима Хобермана «Кино после кино: (Или что стало с кино 21-го века?)» / Film After Film: (Or, What Became of 21st Century Cinema?). В своей книге Хоберман вводит термин «пост-фотографическое кино», в котором важно не изображение само по себе, а его функционирование в контексте; акцент делается на пост-продакшен и CGI. Хоберман разделяет кино на films (пленочное, аналоговое кино) и movies (дигитальное, виртуальное кино) и, вслед за Славоем Жижеком, видит в 11 сентября ключевое событие новой эпохи, которое явилось выбросом Реального не только в американский, но и в глобальный постмодернистский ландшафт. Хоберман мыслит о кино политически: в рамках прошлогоднего public talk в кинотеатре «Пионер» в Москве он дискутировал с Романом Волобуевым о политическом подтексте американского кино времен Холодной войны (инопланетяне как красная угроза).

Легендарный французский кинотеоретик Андре Базен отстаивал позицию моральности кинематографа и объективности объектива – он считал съёмку смерти «онтологической непристойностью». В современном кино всё говорит об аморальности объектива (например, режиссер из Японии Наоми Кавасе снимает смерть своей бабушки и собственные роды). Метафора камеры как пенетрирующего объекта, которая казалась Сьюзен Зонтаг избитой, теперь не кажется такой уж пошлой – в XXI веке камера залезает в человеческое тело. Базен не мог предвидеть, что аналоговое кино (плёнка, на которой зафиксировано «правдивое» событие, обработанное в химрастворе изображение) уйдёт в прошлое, а на смену ему придет цифровое изображение, преобразующее мир, чтобы забыть о смерти и показать здесь и сейчас: позы, фигуры, обломки, фрагменты. 

Программа курса

21 января, 16.00    Кино в контексте современного искусства / «Синди, кукла моя» Бертрана Бонелло

22 января, 16.00    Трансцендентальный кинематограф в XXI веке  /«День-ночь, день-ночь» Джулии Локтев

23 января, 19.30    Кинематограф тела  / «Вечер пятницы» Клер Дени 

24 января, 19.30    Нарратив и стиль / «Страсть» Брайана Де Пальмы 

25 января, 19.30    Копия и оригинал / «Заверенная копия» Аббаса Киаростами 

26 января, 19.30    Женщина в кинематографе XXI века, новое квир-кино / «Сорок оттенков грусти» Айры Сакса

27 января, 19.30    Современное русское кино, человек в форме / «Сказка про темноту» Николая Хомерики

28 января, 16.00    Постдок / «Иисус, ты знаешь» Ульриха Зайдля

29 января, 16.00    Будущее кино / «Новая жизнь» Филипа Гранрийе

Продолжительность каждого занятия – 2,5-3 часа. Вход бесплатный по предварительной регистрации.