Год и один день

Год и один день

c

Прошёл год со дня официального запуска сайта нашего проекта. По случаю символической даты друзья «Стенограммы» говорят о том, что они думают о журнале, стоит ли его читать, и если да, то почему.

Первого апреля «Стенограмма» негласно (и невзрачно) праздновала день рождения прошёл ровно год со дня официального запуска сайта проекта. За разработку сайта мы отдельно благодарим наших приятелей Диму Чумака, Ирека Губайдуллина и Диму Богаткина. Спасибо также нашим авторам, собеседникам, читателям и всем неравнодушным.

Подводить итоги, честно говоря, нет никакого желания во-первых, это невыносимо скучно, а во-вторых, хвастаться особо нечем. Мы всё так же ленивы и рассеяны, в борьбе с дедлайнами побеждает прокрастинация, а перспективы укрепления и роста растворяются в инфантилизме. Не удаётся нам пока уйти от формата «игры в журнал», и взрослый, неигрушечный мир остаётся лишь объектом наблюдения и анализа. Но, возможно, в этой игре просто ещё не пройдены все уровни, раз она по-прежнему нам интересна. А может быть, всё дело в режиме «мультиплеер».

Но зато у нас есть друзья. И в честь дня рождения мы попросили хороших знакомых «Стенограммы» поэтов, писателей, музыкантов, кураторов различных культурных проектов и просто приятных нам людей из разных городов (и даже стран) сказать несколько слов о том, что они думают о нашем проекте, стоит ли читать «Стенограмму», и если да, то почему.

Ещё раз всем спасибо за этот год, за обратную связь и за всё, что нас ждёт в будущем и в пост-будущем (перефразируя одного из высказавшихся ниже).


Василий Бородин: «Стенограмма» — дело прямое, бескорыстное и от этого красивое; попадая в эту орбиту, понимаешь: здесь живут взаимные доверие и радость, и поэтому — в каждом здешнем тексте по-своему — тает стена между речью письменной и живой, а за каждым «продуктом» очень хорошо виден производящий его (и не прячущий, не приукрашивающий себя) человек — как правило, молодой и пока что более интересный/живой/объемный, чем производимые им мысли/вещи. То есть относительно творческих дел это сайт-вектор — сбывающийся: и создатели, и герои его растут на глазах, каждый день, а относительно жизни это сайт-радость, свежий воздух и широко открытые глаза взаимной найденности.


Роман Сойда: «Пещерная» аллегория очень хорошо коррелирует с диалектичной концепцией стенограммы: классификация культуры на текущий момент дело непростое, учитывая ту динамику, с которой одно течение сменяет другое, а затем возвращается мимикрией к первому. Группа энтузиастов вот уже целый год осуществляет эту погоню, и у них весьма успешно это получается. В результате сочетания эрудиции, компетентности, заинтересованности, смелости и самоиронии появляется карта со своими условными обозначениями, которая вполне может послужить ориентиром в текущих культурных феноменах. Желаю роста и расширения, с днём рождения, «Стенограмма»!


Анастасия Золотарёва: Либо я невнимательно слежу за подобными вещами, либо действительно ничего подобного я никогда в жизни не видела. Шучу, видела. Вживую видела, как создается этот маленький мир истории о том, как ребята провели выходные, в который читатель погрузится ненавязчиво, но так глубоко, что после прочтения ненадолго отведет взгляд от монитора, а на утро предложит прочесть статью коллеге. Это же чистой воды магия!

В первые дни жизни сайта Кирилл каждый вечер за ужином просматривал статистику, и искренне удивлялся (что ему особенно хорошо удается), как растут рейтинги. Думается, что сейчас они вообще выше крыши (аутсайдера, конечно же, иначе это уже попса какая-то получается).

Сайт приятный. Простой и логичный. Да что я кручусь-то... Открывайте, читайте! Как я писала не ранее, чем полтора года назад об этом проекте: «Это чтиво стоит того, чтобы проехать свою станцию». 


Андрей Савкин: Была у меня как-то давно нереализованная задумка-образ: чтецы на улицах, проводники хороших («настоящих», редких) стихов, перед чтением бросающие на землю круг красной материи (зеленой, небесно-голубой — нужное подчеркнуть), встающие на него и — читающие; уже не здесь, уже в своём пространстве, но из-здесь и для-здесь. 

Бог в черте, чёрт за чертой. По желанию вставьте дух, идею (идеал), воздух и соответствующие их противоположности — суть останется той же. 

Систему невозможно понять и определить, находясь в её пределах; так же сложно, если возможно, её изменить, оставаясь её частью. 

Талантливый и молодой проект «Стенограмма» — форма такого круга, обрисованного Хомой Брутом на полу про́клятой церквушки; чтобы оттолкнуть от себя навязчивую среду и опосредованность ею, чтобы иметь пространство слова и мысли, пространство, в котором можно расправить плечи и коснуться разума единомышленника — затем и расписаны стены этой пещеры на вкус и выбор её обитателей, чтобы ничто не мешало ясно воспринимать тени Настоящего, которые через эти самые стены идут. Рассмотреть их, понять, разобрать в полутонах и взаимопереходах — и рассказать о них тем, кто за кругом.


Илья Семёнов: Может быть, самое плохое в нынешнем интернете — это бесконечные репосты. Мало тех, кто создает контент, а ещё меньше тех, кто создает и практически не подвергается при этом репостам. Именно эти люди — и есть самые лучшие и самые настоящие, это и есть контент, который стоит воспринимать, это, блять, не Эдуард Асадов. Стенограмма — верного порядка сайт, наполненный настоящим живым контентом, с которым трудно взаимодействовать, но если с чем-то и стоит взаимодействовать, то только с чем-то подобным. Я сам из этих никем не репостных, и счастлив быть в верной аутсайдерской компании и пить вино из пакета на пустой кухне, глядя в настоящее.


Лина Тухатевич: В эпоху радикальной медиальности как нельзя актуален аутсайдерский формат СМИ, ведь только «выключенный» из гонки на опережения интерпретатор способен уловить веяния времени, что включают нас всех в эпоху конца истории.

«Стенограмма» любопытна мне в первую очередь своими исследованиями в области личного вне политического, которое, возможно, способно преобразиться в нечто, называемое метамодерном.

Офшорные зоны культуры с патологоанатомическим интересом наблюдаются из разных уголков философского осмысления редакторской командой и приближенными авторами, что делает журнал достойным внимания для тех, кто интересуется разнообразием позиций вне самого заказа той или иной идеологической парадигмы.

Если придираться, то можно добавить, что законы развития жанра независимого СМИ предполагают не только плюрализм мнений. Порой отсутствие критики на уровне экспертного знания (которое, конечно, не может являться главным критерием современного хода событий) приводит к субъективизации. Мне кажется, что всё же стоит иметь ориентиры на уровне информативности в исследуемой области, чтобы читатель оставался не столько согласным или несогласным с мнением конкретного автора, а умел спрогнозировать самостоятельно интерпретации тому или иному явлению. Подобное могло бы способствовать диалогу с аудиторией вне роли докритинёра от культуры.


Иван Шилин: Stenograme is good, mkay?

Для меня «Стенограмма» — это то, как нужно говорить о культуре: вместо унылого препарирования, самолюбования и постной каши из наукообразных слов — живая человечья речь. Как на кухне со случайными людьми и пивом. Открыто, с искрой, перебивая друг друга. С любопытством, с интересом и любовью к прошлому, настоящему и пост-настоящему.

Спасибо за возможность узнавать новое от тех, кому новое интересно.


Алексей Боровец: У «Стенограммы» доверительный тон. Причём голос принадлежит неглупым людям. Никакой войны, назиданий, понтов — просто авторы щедро делятся наблюдениями. Мы все увлечены, так или иначе, самозваной антропологией, и «Стенограмма» — отличный вестник нашего клуба.


Фотография Руслана Князева.