В поисках свободы

В поисках свободы

Иван Жигал

a

Январь. Моя университетская подруга Женя вернулась после долгого отсутствия из Варшавы в Минск. Стоим на балконе, курим. Женя по-новому смотрит на постсоветское пространство — продавцы в магазинах здесь не здороваются с покупателями, общение с любым административным чиновником несёт в себе зародыш возможного конфликта. Ещё много чего. Главное — чувствовать себя здесь комфортно практически невозможно.

Март. Вечерний Минск. Я, Кирилл, Юля и Влад поднимаемся в сторону площади Независимости. Кирилл вытащил из рюкзака книжку, читает в голос стихи (не помню, чьи именно, но стихи — хорошие). Боковым зрением ловлю недоумённые (возмущённые?) взгляды горожан, чей покой нарушен столь нестандартным образом.

Апрель. Чехия, город Пльзень, +18 градусов. Группка молодых чехов на зимних лыжах бежит через площадь, задорно громыхая по брусчатке. Им весело, это — fun. Прохожие вроде бы тоже остались довольны представлением.

Только не думайте, что речь пойдёт о том, что на Западе всё здорово, а у нас здесь, на постсоветском пространстве — господствует абсурд. В принципе, так оно и есть, просто не стоит забывать, что на Западе свои проблемы, которые, исходя из нашей перспективы, не так уж и заметны.

Лень искать данные соцопросов о том, сколько молодых россиян и белорусов хотят уехать из своих стран (в конце концов, это же не академическое исследование, да и «Стенограмма» далеко не научный портал). Процент — под 80, или что-то около того. Конечно, эмиграция — это неплохой способ решить проблемы. Но где гарантия того, что можно стать действительно свободным, вырвавшись из «зрячего мира пустых глазниц»? В котором постоянно ожидаешь подвоха со стороны проходящего мимо служителя закона (того самого, который вроде бы должен «служить и защищать»), где в любой момент тебя могут захотеть привлечь в качестве административного ресурса (митинги, субботники, шествия — славное наследие советской эпохи, да и о выборах забывать не стоит). Так что? Как жить с этим авторитарным перегаром в среднестатистической западной демократии? Трудности определённо возникнут.

Но где гарантия того, что можно стать действительно свободным, вырвавшись из "зрячего мира пустых глазниц"?

В прошлом году делали с коллегой интервью с выходцем из России о том, как проходила адаптация к западноевропейским реалиям. Уничтожение багажа, привезённого из России, было крайне болезненным, многое поначалу казалось диким, невозможным. Ушло семь лет на то, чтобы прижиться в Чехии. Адаптация (и эмансипация) продолжается до сих пор. А вот в Москву возвращаться не хочется, слишком уж всё там стало чужим, пугающим. И это всё — рассуждения не представителя среднего класса, левого интеллектуала или политического эмигранта, а простого работяги, который волей судьбы оказался здесь и остался.

Итак, свободным можно стать, бежав туда, где свобод гораздо больше. Только помнить при этом о том, что придётся сильно поработать над собой, привыкая жить иначе.

Можно создать свободное государство, как это сделал Вит Едличка. Государство Либерлэнд было провозглашено в прошлый понедельник на семикилометровом пятачке спорной территории между Хорватией и Сербией. Уже подано более 200 тысяч заявлений со всех уголков света с просьбой о предоставлении гражданства. Требования к заявителям — уважать индивидуальные права, мнения и частную собственность, не иметь судимостей, нацистского или коммунистического прошлого. Девиз Либерлэнда — «Живи, и дай жить другим» («Live and let live»). Жёлтый цвет на флаге символизирует свободу, синий — Дунай, чёрный — сопротивление системе. Не знаю, сколько в этом проекте свободы, а сколько — либертарианского нежелания платить налоги, но задумка и общий посыл — вроде бы неплохие.

Эмиграция, гражданство Либерлэнда. Что ещё?

Опять вспоминается Егор Летов. Как «убить в себе государство» в условиях, когда «ржавый бункер — твоя свобода»? Вести себя так, будто ты свободен. Только и всего. Сергей Довлатов, описывая Бродского, сказал о нём такую вещь: «он не боролся с режимом. Он его не замечал». Рецепта Бродского — не замечать абсурд — не вполне достаточно. Нужно ещё высмеивать окружающий абсурд, заниматься тем, что нравится. Читать вслух стихи, валяться на залитой солнцем лужайке, бегать на зимних лыжах по городу. Посткоммунистические реликты, взывающие к серьёзности, не переносят смех, так как здесь не принято улыбаться.

Фотографии Азата Галиева.