Новые сказки

Новые сказки

Елена Соколова

a

Статья Елены Соколовой о детской литературе и её влиянии на нашу жизнь.

О том, что должны читать их дети, задумывался не один родитель. А для некоторых родителей существует реальная проблема выбора книг для детской домашней библиотеки. Они ходят по книжным, мучая продавцов вопросами о том, какую же книгу подобрать для их ребенка именно в этом возрасте. Многие продавцы, конечно, знают, что предложить, и родитель-покупатель в конце концов уходит довольный, думая, что подобрал, возможно, нужную книгу. Хотя выбор его обусловлен множеством факторов: тут и личное мнение продавца, решение книжного магазина в выборе ассортимента, мнение детского издательства в выборе интересного для них писателя, и, наконец, детских авторов, которые, если касаться наших, отечественных реалий, зачастую живут и пишут в другой культуре.

Что же на выходе. Какие-то книги, которые вообще могут не понравиться ребенку. А могут так засесть в его голове, что по прошествии многих лет он будет принимать решения в соответствии с теми мыслями и эмоциями, на которые натолкнула его книга в детстве. И все эти факторы могут быть «виновными» в том, какую человек выберет профессию, решит жениться, начать войну с другой страной или стать религиозным фанатиком.

Конечно, любая книга в любом возрасте может оказать на нас большое влияние. Правда, в сознательный период жизни мы можем более-менее понимать, каким образом заставляет нас думать то или иное произведение. Опасность же книг, прочитанных в детстве, мне кажется, состоит в том, что мы воспринимаем большинство идей из этих книг неосознанно. Они оседают в нашей голове, в нашем бессознательном, и повзрослев, мы можем не до конца помнить, что же было в этих книгах (если, конечно, мы маниакально не перечитываем их каждый год) и почему мы сейчас думаем и рассуждаем именно так, а не иначе. Например, мы можем считать некоторых недостойных людей плохими, а зло должно быть наказано. Мы можем считать, что женщины обычно «сидят в замках» в ожидании принца и что нужно немного подождать, чтобы благодаря какому-то чуду всё разрешилось. Возможно, ураган унесёт ваш домик навстречу приключениям или же вы поймаете волшебную щуку, а может, пока вы спите, кто-то придёт и поцелует вас, и вы будете жить долго и счастливо. Ну, может не все так буквально.

Но что-то в этом всё-таки есть, и это-то что-то я начала находить в своих мыслях и поступках, особенно в более раннем возрасте. Я, например, думала, что самое главное — найти родственную душу. Я думала, что важные события обычно происходят благодаря некоторым случайностям (а точнее, «неслучайностям»). Я думала, что главное верить в добро и справедливость, притом что эти понятия с каждым годом становились всё размытее и размытее. Позже, когда я стала мыслить немного по-другому, я пробовала анализировать, почему эти «принципы» вообще закрались в моё сознание. Я, конечно, думала про прямое влияние домашнего воспитания, но моя мама никогда не навязывала мне своих идей нарочно. Школа никогда не оказывала на меня большого влияния, восторг от обучения прошёл ещё в первом классе. А вот читать и смотреть разные фильмы и мультфильмы я обожала. При этом не помню, чтобы мама всерьёз занималась формированием детской библиотеки. Так, было что-то, что-то дарили, что-то покупали. В общем, что-то читала. А задумываться над тем, что же я читаю, я начала не раньше университета. Но то самое «бессознательное», думаю, было уже заложено.

«Старые сказки» сделали своё дело: я ждала принца и судьбу, которая укажет мне путь. Советские рассказы обещали дружбу навек, но с друзьями тоже было сложно — таких прекрасных людей, как в книгах, я найти не могла. Приключенческие истории обещали приключений, но жизнь оказалась довольно банальной, всё шло своим чередом. И когда я думала, что вот-вот сейчас что-то произойдет, ничего не происходило — и я в состоянии фрустрации жила дальше (вместо того, чтобы уже хоть что-то сделать).

Безусловно, адекватному взрослому человеку странно винить детские книги в своей глупости. Сейчас-то можно понять, что и где пошло не так, и в всё изменить. Но интересно, как много людей осознают, что что-то пошло не так, да ещё и из-за неправильно принятого направления в детстве, да ещё и, возможно, из-за детских книжек? А если бы мы выбрали другие книжки, насколько бы изменилась наша жизнь?

Всё же не думаю, что детские книги оказывают столь огромное влияние, как я описала выше. Но не думаю также, что для нашего современного мира, который меняется так стремительно, для наших современных детей, которым придётся, видимо, несладко в этой экологической катастрофе, в перенаселённом мире, в странах, где люди мыслят, как в старых сказках, и заставляют так мыслить других — не думаю, что им подойдут старые книжки сказок и «советских» рассказов, которые да, учат хорошему, учат дружить и любить, но параллельно с этим не рассказывают ничего о том, как жить в новом мире. Не нужно полагаться в этом на школу и родителей, которые сами выросли на старых сказках. Да, умный взрослый не будет вообще «учить» ребёнка. Он будет помогать ему открывать новый мир. Но как открыть новый мир с помощью старых сказок? Что за каша будет в голове у ребенка! Старая сказка не только не поможет, но и будет создавать препятствия.

 

Без сомнения, детскую литературу «старого» времени важно и нужно читать, но в более сознательном возрасте. И тогда, возможно, из неё можно почерпнуть немало интересного. К тому же существует много детских книг, написанных на темы, которые будут актуальны всегда (в том случае, если в них нет ярко выраженных гендерных и других дискриминаций).

Но, возможно, сейчас пришла пора и для новой, современной детской литературы, где живут люди, свободные от предрассудков, где, например, есть две мамы или два папы, где есть экологические проблемы, но есть и возможность их решить, где есть люди разных рас и культур, живущие в мире и согласии. И это должны быть не просто поучительные книжки, а такие же сказки, где добро — это свобода, где любовь к природе и людям одинаково большая. Где женщины не обязательно имеют красивое лицо и локоны до колен, где мужчины не всегда сильные и могут защитить от врага (да и кто/что сейчас является врагом?). Где главное — не добиться успехов, стать богатым и знаменитым, а жить в согласии с окружающим миром.

Не спорю, что сейчас существует большое количество книг, раскрывающих подобные темы. Но, во-первых, в этом направлении детская литература развивается определённо не в нашей стране. Многие интересные детские издательства справедливо ориентируются на произведения зарубежных авторов. И совершенно не плохо, что дети, живущие в нашей стране, читают замечательные книги, написанные в другой культуре. Тем не менее грустно, что с современными отечественными авторами многие дети в наше время практически не познакомятся.

Среди зарубежной детской литературы, например, есть книжки про то, что нужно не бояться своей индивидуальности или «недостатков» и выделяться из толпы («Пёс не тот» Роба Биддальфа или «Оленьи рога Имогены» Дэвида Смолла). Или про то, что любовь не знает никаких границ, неважно какого ты роста, или, может, расы (на эту тему милейшую серию историй про «неравную» любовь очень маленького крокодила и очень высокой жирафини написала Даниела Кулот). И про то, что свою «любовь», или, может, своё «призвание», можно и нужно искать самой (или самому), а не сидеть, как принцесса, в ожидании чуда — «Мэрилин и её чудище» Мишель Кнудсен тому пример. В мире Мэрилин каждый ребенок рано или поздно находит своё уникальное чудище (дружба, уверенность, призвание, любовь, счастье), исключений не бывает. При этом никто из детей не ищет это чудище, оно как будто находит их само. Хорошо в книге показано «общественное давление» — Мэрилин единственная, у кого нет чудища, и именно глядя на остальных, она испытывает острое одиночество. Интересно, что родители «консервативно» предлагают Мэрилин просто ждать. Но что делать, если ожидание невыносимо? Совершить поступок, несмотря на осуждение окружающих. Собственное счастье зависит только от твоих стараний, и обычно чем больше стараешься, тем счастливей становишься. Happy End обеспечен.

Любимцы издательства Albus Corvus, шведские писатели, часто выпускают великолепные книги о природе, флоре и фауне, не только предлагая детям любить окружающий мир, но и воспитывая «чувство прекрасного» благодаря своим иллюстрациям. Например, Стефан Каста, который, кстати, живет на ферме, является автором серии книг-путеводителей по природе для детей. Но, что уж говорить, многие из фактов, о которых говорит детский писатель, неизвестны большинству взрослых. А ведь это всего-навсего мир, который нас окружает. Нас перестало волновать, как называются разные виды деревьев, какие травы и цветы полезны, а какие ягоды и грибы — отрава. Но почему это вдруг стало для всех, кроме ботаников и любителей, не важно — большой вопрос. Поэтому, если ребенок не живет на ферме и не знакомится с природой напрямую, книги Стефана Касты, Лены Андерсон и Кристины Бьорк, Клары Линдстрём и многих других шведских и не только шведских писателей отлично бы помогли раздразнить любопытство маленького человека, чтобы он мог начать относиться внимательнее к миру вокруг.

Конечно, часто авторы выбирают темы, абстрагированные от современных реалий, что иногда справедливо. Ещё не редкость, когда авторы выбирают другую эпоху, как, например, это сделала замечательная Мари-Од Мюрай в своей «Мисс Черити», или мир выдуманный, как Туве Янссон, чтобы говорить тем не менее о вопросах современных.
Мари-Од Мюрай вообще очень «современная» писательница, например, «Oh, boy!» — очень важная книга о взрослении для современных подростков, которая затрагивает темы болезни и смерти близких, сиротства, гомосексуальности. Но это для подростков. «Мисс Черити» адресована людям помладше, хотя важных тем там не меньше. Например — как поступать девочке/девушке/женщине конца XIX века, если она не хочет выходить замуж (поступать так, как говорит ей мать, как намекает ей родня, как делают её кузины, как желают её «поклонники»), а хочет заниматься любимым и не очень-то «женским» делом? В принципе вопрос спустя сто лет остается тем же. Но Мари-Од Мюрай не случайно выбрала главным персонажем Беатрис Поттер, жившую век назад. Такой «тип личности» и сейчас бы вызвал много споров, хотя «рисование» теперь дело более «женственное». Но что делать с замужеством? Отвечает она на этот вопрос довольно романтично/иронично, намекая на то, что не нужно смешивать понятия «любовь» и «брак».

Наконец, во-вторых, мне кажется, детская литература всё-таки должна развиваться намного активнее. Период детства, даже у «инфантильного» поколения, невелик, а ребёнку хочется узнать всё больше и больше, поэтому и выбор книг должен увеличиваться не по дням, а по часам. А писать о самых острых проблемах и современных реалиях в детских книгах очень нужно, ведь жить повзрослевший ребёнок будет не в сказке, а в реальном мире с реальными современными проблемами. И, возможно, благодаря хорошей книжке он даже сможет легко с ними справиться.

Фотографии Насти Обломовой.