«Время, когда на задымленных кухнях закипает жир
и повара рубят ножами покорную зелень,
время, когда во тьме дворов исчезают женские платья
цве́та сердец и татарского соуса;
Господь дал нам наши границы,
нашу злость и отвагу, наш кокаин,
я и теперь волнуюсь каждый раз,
приходя к причастию или переводя
бабки из одного банка
в другой»
С. Жадан
I
Не так давно в будничном разговоре о смайликах и эмодзи мой собеседник аргументировал свой отказ от их использования следующей фразой: «Я борюсь с визуальностью». Я ответил, что, на мой взгляд, тактика борьбы, подразумевающая полное отрицание объекта противостояния, когда мы пытаемся отвернуться, зажмуриться, убежать от источника раздражения, сводит эту борьбу на нет. Особенно в том случае, если этот источник — один из основных атрибутов господствующей культуры. Более эффективным выглядит метод «поглощения», включения источника раздражения в повседневность, в которой он растворится, взаимодействуя с другими её элементами, или, говоря другими словами, «опошлится», после чего со временем потеряет свой доминирующий статус.
До этого разговора я уже думал о подобном подходе, но не в контексте «борьбы с визуальностью», а касательно возможности изменения таким способом некоторых черт общественного строя (обобщённо говоря, капиталистического), которые с некоторыми оговорками также можно признать раздражающими. Здесь я хотел бы продолжить линию, заданную Владом Гагиным и Ильёй Семёновым в их текстах про «новых бедных». Но если Илья в своей статье говорит как раз о методе противостояния через отчуждение, неприятии общих механизмов, а Влад говорит о встраивании, хоть и достаточно революционном по форме, но без намёков на борьбу и изменение текущей ситуации, то я как раз хотел бы объединить эти две темы и попробовать поговорить о механизме «включения».
Во-первых, стоит сказать, о каких конкретно «раздражающих» чертах капитализма идёт речь. Пожалуй, здесь можно назвать постулируемые основополагающими ценности, такие, как коммерческий успех, рационализаторство, установки на повышение ликвидности (своей собственной или бизнеса в целом). У многих они вызывают протест, так как не все хотят поступать рационально, покупать и продавать, а успех у каждого свой и далеко не всегда он выражается в деньгах или в их эквиваленте. Протестом и отказом ситуацию не исправить, всё слишком далеко зашло. Но «включить» в повседневность и попробовать перевернуть ситуацию можно — назвать панк-группу «Корпоративный стандарт», раскидать по офису визитки «Стенограммы», расставить по системе 5С объекты очередной инсталляции в одной из галерей совриска, сделать собеседование темой перформанса и так далее. Когда это происходит, картина меняется от одного только осознания — уже на этапе первичного понимания негативные элементы культуры, показанные под правильным ракурсом, начинают поглощаться. И тогда казавшиеся ранее мракобесием беловоротничковые «замашки» становятся объектов рефлексии уже не только художников, интеллектуалов и всех тех, кто «и так всё понимает», но более широких масс людей. И страх, выражающийся в мантре соискателей на рынке труда («только не продажи, только не продажи»), тоже пройдёт. Когда за шаблонами и архетипами каждый увидит в другом человека и постарается его понять.
II
«Очеловечивание» — вот что важно. Любая система в идеале (об этом скажу чуть позже) имеет лишь прикладное назначение, и механизмы её функционирования не должны сказываться на нашем психологическом состоянии. В жизни всегда (почти) есть место честности, момент для помощи ближнему, для проявления воли, симпатии, сострадания. И я не склонен полностью разделять так называемое «рабочее» и «личное». Во многих случаях «рабочее» — это и есть личное. Каждое нешаблонное письмо или телефонный звонок написаны человеком и адресованы человеку, у которого есть характер, склонности, чувства, об этом нельзя забывать. Правда, это часто становится поводом для манипуляции, но этический вопрос актуален всегда, и пока есть доверчивые, есть и обманщики, и на каждого праведника найдётся свой грешник, но это не значит, что правды нет, и не стоит стремиться быть хорошим человеком.
Протестом и отказом ситуацию не исправить, всё слишком далеко зашло. Но "включить" в повседневность и попробовать перевернуть ситуацию можно
III
Чтобы попытаться изменить ситуацию, иногда достаточно просто поговорить с коллегами за обедом в свободной и лёгкой манере об альтернативных способах выстраивания жизни (некоторые из которых описаны в текстах Влада и Ильи). О Петре Павленском, например, о путешествиях — и это уже может дать свои плоды. Я приведу пример, пусть он кому-то покажется спорным. В недавно вышедшем на экраны фильме «Варкрафт» основные события начинаются с того, что орки через Тёмный Портал, открытый их вождём-чародеем, проникают в новый для себя мир с целью завоевания. Постепенно выясняется, что Портал нельзя было открыть только с одной стороны, кто-то помог оркам, вызвав их из Азерота (не буду говорить, кто оказался предателем, одного спойлера вполне достаточно). Так же и в почти любой другой борьбе — свой человек в лагере противника может сделать гораздо больше, чем целая армия в лобовом столкновении. Скажем, мне очень импонирует то, что делает левый активист Кирилл Медведев и его соратники по активной, открытой борьбе, но чем больше в их составе будет людей, включенных в систему, тем выше шансы на успех.
Чтобы попытаться изменить ситуацию, иногда достаточно просто поговорить с коллегами за обедом в свободной и лёгкой манере об альтернативных способах выстраивания жизни
IV
Если вернуться к капиталистическому укладу, то, помимо негативных моментов вроде общества потребления и постоянного прокручивания таблиц Excel в голове даже во время обычных прогулок по городу, в этой модели, как и в любой другой, есть свои плюсы. Я могу ошибаться, но, кажется, деньги сейчас зарабатывать проще, чем раньше (хотя проблем по-прежнему хватает и некоторые продолжают усугубляться). И деньги всё же нужны большинству из нас, хотя и нужды эти бывают разные. В предыдущих наших текстах о «новых бедных» почти ничего не сказано об обязательствах — о семье, например. У многих из нас есть родные люди, которым необходимо помогать, и мечтами о коммуне и жизни без денег здесь не отделаешься, хотя, конечно, можно купить матери горячую путёвку по цене перелёта в рамках однодневной акции, за которыми ты следишь каждый день. Если у тебя будут деньги оплатить цену перелёта.
И дело не только в семье. Вот ещё один пример. В 2008-м году сборная России по футболу чудом попала в основную стадию Чемпионата Европы благодаря победе хорватов над англичанами в последнем туре. Хорватия не была замотивирована на этот матч, заранее решив все свои турнирные задачи, и эта победа стала для россиян огромным и неожиданным подарком, фантастическим спасением. Слова благодарности в сторону сборной Хорватии от отечественных комментаторов, футбольных экспертов и простых болельщиков звучат до сих пор при каждом удобном случае, хотя прошло уже больше восьми лет. Так вот после той победы один из известных обозревателей в интервью, говоря об игроках сборной Хорватии, произнёс фразу: «С этого момента никто из этих людей при мне не расплатится в ресторане» (подразумевая, что он готов оплатить их счёт независимо от суммы). Я никогда не стремился к богатству, и даже обеспеченностью не грезил, но в этот момент я подумал, что было бы не плохо иметь возможность давать подобные обещания. Ведь это и есть культура, настоящее изящество, которого порой так не хватает.
V
Так вот что касается зарабатывания денег. Сейчас очень много возможностей: кто бы что ни говорил о «железных тисках», при должном проявлении воли, вооружившись удачей и терпением, вполне можно найти себе место под солнцем, даже не прибегая к нарушениям закона и другим махинациям. Хорошо постаравшись, можно устроиться и на приемлемую работу в корпорацию, сняв часть вопросов к государству (часть, разумеется, оставив). Управляющие звенья корпораций на всех уровнях в большинстве своём действительно классные менеджеры, получающие руководящие должности за счёт собственной энергичности, опыта и профессионализма — им можно доверять.
Более того, уже сейчас компании обеспечивают людей всем необходимым — круг общения, возможность выбрать город и офис для работы, спортивные секции, корпоративные развлечения, профессиональная самореализация с правом изменения вектора развития, заработная плата, наконец. Государство в силу своей неповоротливости не может уделить внимание каждому гражданину, корпорация же гораздо лояльнее к своим сотрудникам, причем независимо от национальности и гражданства. К тому же перейти из одной компании в другую можно за один день. Об этом и о других факторах снижения роли государства в жизни людей говорит военный историк Мартин ван Кревельд. Но верховная власть должна остаться — ей по-прежнему будет принадлежать армия, законодательство, рычаги финансового регулирования. Иначе, по словам ван Кревельда, мы вернёмся в Средние века. А этого лично мне не хотелось бы. Сейчас мы сами понимаем, что как минимум в нашей стране эта модель не работает, но это не значит, что её надо разрушать и строить заново. Надо устранять недостатки вроде склонности к чрезмерному потреблению, замкнутости на личной выгоде и т.д.
Здесь опять же очень важную роль играет человеческий фактор, а точнее — взаимодействие политического, экономического и человеческого. Как говорит Ноам Хомски (который, скорее всего, не согласился бы с Кревельдом относительно необходимости существования государства): «Еще в 1920-е стало ясно, что если властям удастся наладить «производство потребителей», нацеленных на приобретение модных, фешенебельных вещей, то эти люди в политическом и социальном плане не будут представлять опасности. Особенно если удастся нагрузить их долгами. Но никогда это не имело такого организованного и массового характера, как сейчас.
Людям глубоко в сознание внедрено, что есть такая чужеродная сила под названием «правительство», которая забирает у тебя деньги, а ты не хочешь их отдавать. Но естественный взгляд на это другой: мы единое сообщество. Мы решили, что нам нужны дороги, школы, здравоохранение, социальное обеспечение и так далее, и мы вместе собираем на это деньги. Социальное обеспечение основано на человеческих чувствах — на чувстве общественной солидарности и заботы. Общество должно побеспокоиться о том, чтобы немощной вдове было что есть. Это нормальное человеческое переживание. Нужны усилия, чтобы заставить людей думать так, как, похоже, думают многие: «Не я принимал за эту вдову неверные решения, не я делал глупые денежные вложения, я не заставлял ее неудачно выходить замуж — так с какой стати я буду платить за решение ее проблем?» Если ты сумел превратить людей в бесчувственных животных — ты далеко продвинулся по пути уничтожения такой угрозы твоему благополучию, как демократия. Чувство общественной солидарности, с точки зрения экономических хозяев сегодняшнего мира, учит людей не тому, чему надо. Оно укрепляет их в мысли, что они люди, и им свойственно заботиться о других, а этим оно опасно. В сегодняшнем обществе и в сегодняшней экономике тебе полагается быть индивидуалистом и заботиться только о себе».
Государство в силу своей неповоротливости не может уделить внимание каждому гражданину, корпорация же гораздо лояльнее к своим сотрудникам, причем независимо от национальности и гражданства
Вот с этим надо бороться. А сейчас, как ни кощунственно это прозвучит, даже в романтических отношениях можно проследить черты технологии продаж. Первая встреча происходит по результатам «холодного» поиска, по рекомендации или после знакомства на публичном (читай маркетинговом) мероприятии. На первой встрече звучат основные вопросы, принципиальные для выявления потребностей и рассмотрения вариантов возможного партнёрства. Далее проводится ещё ряд встреч для уточнения требований, обе стороны могут рассматривать нескольких потенциальных партнёров, разыгрывая своеобразный тендер. Потом формируется некое коммерческое предложение и (в случае согласия) заключается виртуальный контракт, регламентирующий основные правила взаимодействия партнёров, в приложении к которому указаны все риски и возможные последствия нарушения этих самых правил. Но это не так работает. Как угодно — как в песнях, в фэнтезийных фильмах, пьесах, но не так.
Задумывал текст о «капитализме с человеческим лицом», о любви и добре, а получились, кажется, рассуждения о социал-демократии. Но тем не менее,
«Попробуй, когда уже будешь знать как,
попробуй, вырви меня из ночного нутра страны,
вырви из невидимых вытяжек в небе,
которыми к нам приходит любовь».
Фотографии Кирилла Кондратенко.