(Не)прямое проговаривание

(Не)прямое проговаривание

Кирилл Александров

a

В новой статье, как и во многих старых статьях, Кирилл Александров призывает к пониманию. Также в тексте объясняется, почему у авторов «Стенограммы» редко получается говорить ясно и просто.

Чем больше я погружаюсь в то, что говорят вокруг (будь то СМИ или частные лица), в эту (с)мутную вязь, где часто тонут важные темы, а незначительные инфоповоды удивительно долго плавают на поверхности, тем острее ощущаю необходимость «вынырнуть», «продышаться». При этом уверен, что для многих читателей тексты, публикуемые на этом сайте — столь же вязкая, полупрозрачная субстанция непонятного назначения. Парадокс в том, что для меня (и для других авторов, скорее всего) написание текста зачастую и есть та самая попытка «выныривания», возвращения с глубины: иногда кому-то даже удаётся достать со дна и вынести на берег находки разной степени привлекательности, но глоток свежего воздуха, небо над головой, возможность снять маску и взглянуть на жизнь «как есть» в каждом предложении, безусловно, важнее. Но переключаться трудно, точно так же, как трудно передать то, что ты видел и понял, а если даже не понял, то почувствовал. И вот ты, ошалевший, мокрый, судорожно вдыхающий и выдыхающий кислород (который теперь повсюду, а не в бесконечно маленьком по сравнению с толщей воды баллоне за спиной), пытаешься вспомнить человеческий язык и что-то объяснить. Как правило, плохо получается.

А плохо получается потому, что не задан контекст, нет общего смыслового поля для диалога. Это поле можно создать лишь за счёт нахождения общей точки (а лучше — общего вектора), которая на самом деле есть всегда. Всегда есть вещи, о которых стоит говорить, которые одинаково важны для каждого из нас. Это так называемые «вечные темы», на них зиждется социум. Мы бы не выжили по одному, жить в обществе — естественно, говорить друг с другом — естественно, а пытаться понять — необходимо. Но для этого необходимо и помогать понять. Мне близок концептуализм, как и постмодернизм, чего уж там. Но концепт (читай контекст) должен быть ясен. Уже всё обсмеяли, всё разрушили и стоптали своими танцами кости великих в пыль. Но понятия любви, добра, справедливости и правды никуда от этого не делись. Более того, они обрели новую ценность, новый смысл. И как никогда заслуживают внимания.

Левые критикуют общество потребления, капиталисты не признают маргинальные ценности, офисные клерки выглядят всё счастливее, покупая плазмы и фикусы, но этому счастью веришь всё меньше

А теперь для тех, кто дотерпел до третьего абзаца, начну говорить по-людски. Почему мы («Стенограмма») не высказываемся однозначно? Почему сторонимся крайностей, чётких выводов и суждений? Потому что, со своих позиций, не представляем это возможным. Явно выраженные добро и зло встречаются только в сказках. По сути, это лишь частные характеристики для частных случаев. Политические столкновения «Россия — Украина», «Россия — ЕЭС», «Путин — честность и порядочность» с одной стороны выглядят так, а с другой — совсем по-другому, где-то работает человеческий фактор, где-то ошибаются машины, кто-то действительно говорит чушь и поступает как подонок, а кто-то просто не так понял задачу или не так интерпретировал информацию и так далее. Нет абсолютного зла, и у каждого зла есть понятная причина (пусть даже это врождённая девиация). Ужасают факты, приводимые, например, здесь, но можно ли им верить — нет объективной возможности сказать точно. Любой факт можно подвергнуть сомнениям, любую новость — переврать. И не то чтобы ситуацию можно как-то исправить (разве что в каком-то конкретном случае докопаться до правды), но надо просто понимать, что эта неоднозначность существует, понимать, откуда она берётся. А дальше выбор каждый делает сам.

Недавно в одном из увиденных стендап-выступлений мне запомнился тезис о том, что начинать пробуждать в людях это понимание неоднозначности необходимо с детства, как раз со сказок. Что куда правдивее история, в которой Колобок от бабушки ушёл, от дедушки ушёл, а внучку, например, изнасиловал. И наказание в виде съедения лисой в таком случае становится более логичным.

К слову, о юморе. Один из основных методов построения шуток — уход в крайность, доведение ситуации до абсурда. Понимая сложность подобного подхода в реальной жизни (он возможен лишь при обладании стопроцентно верной информацией или как инструмент диалектики), смеяться стало труднее. Гораздо труднее. Но пусть лучше впадение в крайности будет уделом комиков, чем пропагандистов и вызывает смех, а не слепую веру и безумный фанатизм; пусть даже и то, и другое зачастую лишь маски, скрывающие страх. Левые критикуют общество потребления, капиталисты не признают маргинальные ценности, офисные клерки выглядят всё счастливее, покупая плазмы и фикусы, но этому счастью веришь всё меньше. А коммунисты-революционеры, наоборот, выглядят всё хуже, но хотя бы не обманывают себя. А правда — посередине, вот и весь сказ, она просто лежит в другой плоскости. У каждого своя свобода, своя любовь и радость. И ими лучше делиться, чем о них спорить. Прямо говорить: я — адепт общества потребления с устоявшимся набором атрибутов успеха и комфорта, а ты — вечный странник и нонконформист с интересным складом ума, но абсолютной неприспособленностью к городской жизни, и ты мне нравишься, держи стакан. И всё, вот она где сказка.

И таких примеров масса — удивительно, как в обществе могут происходить споры о том, жениться или не жениться, получать высшее образование или нет. В наличии выбора (пусть зачастую мнимого), в многообразии жизненных маячков и ориентиров и заключается прелесть бытия. И ужас его заключается в том же самом. Вспомните об эффекте бабочки. Потяни за любую ниточку и в итоге окажешься на распутье, где каждая дорога ведёт в неизвестность, тогда в ход пойдут интуиция, метафизика, этика, а то и русский авось вместе с западным «I don't care». О них мы и пытаемся говорить.

Недавно я был на поэтическом вечере в поддержку палестинского поэта Ашрафа Файяда. Файяд приговорён к смертной казни за свои слова — повод для проведения мероприятия был вне всех контекстов и концептов и просто вышибал из зоны умиротворения, настраивал по-особенному. Когда ты понимаешь, что каждый прочитанный в этот вечер текст так или иначе соотносится с человеком, которому, если не случится чудо (в которое мы все верим) отсекут голову, то своих ощущений просто не передать. Когда я вышел оттуда, мне хотелось жрать снег. Никаких заигрываний и высокопарности, только прямое, больное, человеческое.

Вспомните об эффекте бабочки. Потяни за любую ниточку и в итоге окажешься на распутье, где каждая дорога ведёт в неизвестность

Всё вышесказанное не означает, что надо перестать искать правду, определяться и защищать своё мнение. Наоборот, без этого никак. Но надо понимать, что всё находящееся на противоположной стороне имеет под собой основания, и, более того, никакой противоположной стороны на самом деле нет. Есть страдание, ужас, несправедливость, которые являются частью нашей жизни. И есть то, что нас против них объединяет, то, что надо беречь и о чём нельзя забывать. Назвать это можно как угодно. И говорить об этом, говорить, говорить, говорить. Чтобы вас понимали. Зачастую этого достаточно.

Фотографии Лены Стрыгиной.