Случайные встречи
*
Я читал книжку про бессознательные структуры в языке (вернее, не только про них, но про них — в том числе). Обычные вещи вроде бы: ребёнок способен говорить на самом трудном языке, но вряд ли способен понять, как этот язык устроен. Далее речь шла о неком доконцептуальном (и потому трансцендентном) пространстве, которое, конечно, не может быть выражено средствами языка. О нём, говорилось в книжке, ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть.
Всё бы хорошо, но в тот день я решил впервые за долгое время послушать плеер (он вообще лежал у подруги, всеми благополучно забытый); в общем, я нашёл плеер и стал слушать старые песни. Когда я читал главу об этом доконцептуальном пространстве, в плеере играло «Русское поле экспериментов» Гражданской Обороны. Специально говорю «играло», а не «играла», потому что, кажется, это не песня звучала, а, собственно, само поле и всё, что на нём происходит.
Короче: мне показалось, что у Летова (в каком-то, конечно, очень аккуратно взятом смысле) невыразимое пространство как раз и выражает себя средствами языка — а иначе как объяснить то, что хаотично сделанный словесный коллаж становится сложной и странной структурой? Эту мысль можно смело развивать и развивать, но уже в другом формате.
*
Еду в метро. У мужчины на футболке знаменитая сентенция про то, что когда жизнь даёт тебе лимоны, нужно сделать из них лимонад. Интересно, что у мужчины этого лицо такое, словно он прямо сейчас жуёт во рту данные жизнью лимоны, выдавливая из них сок для приготовления лимонада. То есть всё очень грустно.
Не знаю, что до сих пор заставляет людей стараться быть позитивными. Соответствующие книжки, реклама, корпоративная этика? Думаю, так, в конце концов, просто легче. Стоит заметить, кстати, что есть и противоположный вариант: вечные меланхолики, романтики, родившиеся не в то время, — и сделавшиеся скептиками.
Сложно сказать, что здесь предпочтительней. Одно для меня вне сомнений — слоган про лимоны следует переиначить. Например, вот так: «когда жизнь даёт тебе лимоны, отойди в сторонку, оглянись вокруг, не надевай футболки с принтами, дружище».
Так себе слоган получился, зато честно.
*
Пока ждал Колю у метро Адмиралтейская, встретил, кажется, человек пять: Гошу Соколова, его жену Лену, одногруппника Насти (вроде бы его зовут Рубен), Андрея, которого не видел без малого год, поэта Ивана Соколова. Да, пятерых.
Узнавание — интересная вещь (особенно если дело происходит в относительно большом городе, где никого узнать не ожидаешь). Вообще говоря, такие ситуации как-то подрывают чувство анонимности («анонимный человек в относительно большом городе»). Становится даже несколько неуютно. С другой стороны, такие случайные встречи задевают, прежде всего, не крушением анонимности, но контрастом — когда на месте безликой толпы, как бы выпадая из потока воды, проявляются чьи-то знакомые черты.
Интересно и то, что человек, которого узнаёшь, он тоже подошёл к этой случайной встрече случайно. И такая секундная рябь сомнения пробегает по его лицу (и, должно быть, по твоему), завершая тем самым сравнение с появившимся из воды образом.
— Привет.
— Привет.
Фотографии Флавии Австралии.