«Главное, что есть желание продолжать»

«Главное, что есть желание продолжать»

b

«Стенограмма» поговорила с куратором образовательного проекта о зарубежной культуре 1960-х Валерией Булия.

В феврале этого года в Санкт-Петербурге стартовал образовательный проект о зарубежной культуре 1960-х годов под названием «Безумные 1960-е». Основные его темы: литература, популярная и академическая музыка, кино, театр, пластические виды искусства, мода и субкультуры 1960-х годов. 

«Стенограмма» поговорила с куратором мероприятий Валерией Булия о концепции проекта, его аудитории и о роли библиотек в современном культурно-просветительском процессе.


Расскажите, почему вы проводите лекции именно о шестидесятых. Чем эта эпоха выделяется среди иных периодов и как соотносится с современностью? Почему в названии цикла лекций задействован эпитет «безумные»? 

Идея «Безумных 1960-х» возникла спонтанно, во время собеседования при приёме на работу в библиотеку Гоголя. Мне нужно было представить конкретную идею, которую я бы хотела реализовать на площадке библиотеки, если пройду отбор и займу желаемую должность.

Почему именно 1960-е? Возможно, в первую очередь, я отталкивалась от личных предпочтений и взглядов. Ко мне пришло осознание того, что одни из моих любимых фильмов, совершенно разных по стилистической направленности и жанру, мои любимые музыкальные исполнители, любимые литераторы, хронологически создавали свои творения именно в 60-е годы.

Безусловно, каждая «эпоха» интересна, каждое десятилетие XX века уникально и неповторимо, но именно с 1960-х годов начали происходить культурные преобразования, во многом повлиявшие на современную жизнь. 1960-е — это время революций: молодежной, феминистической, антиколониальной; время эмансипации чернокожих. Сумасшедшее десятилетие перевоплощений и трансформаций, утопизма и протестов, новых идей и взглядов, новаторств и экспериментов.

Современное кино — это результат кинематографа «шестидесятых», ведь именно в это десятилетие были сняты множественные табу: от запретов на использование эротических сцен и нецензурной лексики, до возможности использования темы политики и критики нацистского режима на большом экране. Кино вышло за пределы привычных рамок, в фильмах появились такие элементы, как обращение к зрителю, субъективная камера, документальные съёмки, импровизация и отсутствие строгого сценария.

1960-е — это новый театр, вновь актуальные идеи А. Арто, «живой театр» Д. Малины и Д. Бека, реализация концепции «бедного театра» Е. Гротовского и новый взгляд на историю и эстетику в «Театр дю Солей» А. Мнушкиной.

1960-е — это переосмысление популярной музыки, время, когда музыка перестала быть развлечением и стала «чем-то большим»: способом выражения мыслей, отражением «нерва» окружающей реальности, способом общения и воздействия на массы. Это период, когда британская музыка вышла из захолустных пабов Лондона и «вторглась» на мировую сцену. Декада стадионных концертов и ярчайших музыкальных фестивалей, концептуальных альбомов и самых дорогих звукозаписей в истории.

1960-е — это время революций: молодежной, феминистической, антиколониальной; время эмансипации чернокожих. Сумасшедшее десятилетие перевоплощений и трансформаций, утопизма и протестов, новых идей и взглядов, новаторств и экспериментов

С шестидесятых годов изучают историю современного искусства. Это десятилетие множества направлений от поп-арта до постминимализма, время выяснения границ искусства и решительный выход за их пределы. К примеру, многие художники отказались от рукотворной работы, отливая безэмоцианальные и безличные объекты на заводах и фабриках. Можно ли представить это до 1960-х?



В 60-х были написаны культовые романы: «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Уловка-22» Джозефа Хеллера, «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса, «Пролетая над кукушкиным гнездом» Кена Кизи, «Игра в классики» Хулио Кортасара, «Колыбель для кошки» и «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута, «Коллекционер» и «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза, «Выкрикивается лот 49» Томаса Пинчона, «Цветы для Элджерона» Дэниэла Киза, «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркеса… Романы, которые можно ещё долго перечислять, не потеряли не только своей актуальности, но и популярности в сегодняшнем, 2016 году. В 1960-е произошел закат литературы бит-поколения — Джек Керуак улетел в Париж и написал «Сатори в Париже»; возросший интерес к латиноамериканским авторам привел к так называемому «латиноамериканскому буму», а в американской литературе зародились постмодернистские течения.

В шестидесятые наблюдается еще один «бум» — «бум» молодежных субкультур: от модов и битников до хиппи и первых панков. Также именно в этот период проявилась сильнейшая связь института моды с молодежными субкультурами. Мода 1960-х — это отдельная эклектичная волна. Когда появились мини-юбки? Новая эстетика женской красоты? Космический стиль в одежде? Первые смокинги для женщин? Когда искусство «проникло» в моду? Все это опять же произошло именно в 60-е!

Почему шестидесятые «безумные»? Хочется ответить: «А какие же ещё»? Сумасшедшие, дикие, безудержные, свободные, живые? Каждое новое направление в искусстве отвечает предыдущему, противостоит и «борется» с ним. Шестидесятые в этом крайне преуспели, они сломали, ответили и предложили, все это было ново, непредвиденно, и, конечно же, не закончилось в 1969-м году.

Темами лекций выступали совершенно разные явления: искусство, музыка, театр и т.д. Расскажите, как в то время сочетались эти явления — что общего и, напротив, различного? 

В рамках проекта проводятся лекции по различным направлениям искусства: литературе, поп-музыке, академической музыке, кино, театру, концептуальным практикам, субкультурам и  моде.

Все эти явления, так или иначе, «перекликаются» между собой. В названии группы The Doors можно увидеть прямую ссылку на эссе Олдоса Хаксли; Хантер Томпсон посвящает свой яркий роман «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Бобу Дилану. Джон Кейл из The Velvet Underground выходит не из рок и даже не из блюз-тусовки (как Мик Джаггер), а из круга композиторов-авангардистов. До знакомства с Лу Ридом Кейл «дронирует» на модифицированной скрипке в «Театре Бесконечной Музыки» Ла Монте Янга.

В фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» звучит музыка его современника, шведского композитора-авангардиста Дьёрдя Лигети. В постановке «Соединение» The Living Theatre мы видим отсылку к пьесе «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета – крайне актуальному произведению для 60-х (написанной в конце 1940-х и впервые поставленной в начале 1950-х). Питер Брук создает не только ярчайшие спектакли своего времени, но и снимает кино.

Рассказ «Слюни дьявола» Хулио Кортасара становится основой для сценария фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Художники поп-арта создают объекты из материалов масс-маркета. Современная живопись проникает в fashion-индустрию: Энди Уорхол переносит свои рисунки на ткань, поп-арт мотивы и абстрактная живопись находят отражение в работах многих классиков моды (Платье «Мондриан» Ив Сен-Лорана).

В целом наши лекции "балансируют" на грани строгих академических и рассчитанных на широкую аудиторию тем. С одной стороны, мы говорим про театр Брехта и литературу абсурда, о новаторских сочинениях Карлхайнца Штокхаузена, с другой — о ярких и трагичных судьбах мира рок-н-ролла, лете любви 1967-го и идеях внутренней свободы

Именно в 1960-е возникают тесные взаимосвязи между данными явлениями, этим и интересен цикл, он разносторонне представляет культуру шестидесятых и позволяет выделить общее и различное в представленных видах искусств.

Вот здесь давайте поподробнее. В своих лекциях вы опираетесь на магистральные, «признанные» историей искусств явления или затрагиваете менее популярные линии? Чему отдаётся предпочтение — абстрактному искусству, перформансам, фигуративной живописи или чему-то ещё? 

Мы говорим о признанных историей явлениях. Но здесь уже можно подискутировать над смыслом признания. Признавали ли художников поп-арта исследователи искусства 1960-х? Считали ли они вообще это явление искусством?

В целом наши лекции скорее «балансируют» на грани строгих академических и сугубо популярных тем, рассчитанных на широкую аудиторию. С одной стороны, мы говорим про театр Брехта и литературу абсурда, о новаторских сочинениях Карлхайнца Штокхаузена, с другойо ярких и трагичных судьбах мира рок-н-ролла, лете любви 1967-го, идеях внутренней свободы, самоценном насилии в кино и «скучных» фильмах Уорхола. История популярной музыки или социальное обоснование молодежных субкультур выходят за пределы «академических» дисциплин истории искусства, но в контексте 1960-х эти явления настолько важны и интересны, что их невозможно обойти стороной.

А соотносите ли вы как-либо западное искусство 60-х с отечественным искусством того же периода? 

1960-е в СССР — это «хрущевская оттепель» и «брежневский застой». «Шестидесятники», поэты нового жанра и расцвет авторской песни. Это культовые фильмы, вставшие наравне с лучшими картинами европейского и американского кино, новаторство в рамках традиции в театре на Таганке. Это студия «Новая реальность» и «теория всеобщей контактности». «Физики» и «лирики» и туристы-походники.

Что отличает нас от лектория, например? Мы можем предоставить информацию, и не только в формате списка рекомендательной библиографии, но и в виде реальных книг, которые можно взять для прочтения

На наших лекциях мы затрагиваем события, происходившие в отечественной культуре в 1960-е годы. Но советские шестидесятые — это обособленная специфичная тема, которая требует отдельного рассмотрения. С другой стороны, сравнение зарубежных и отечественных 60-х могло бы стать крайне интересным разговором.

Как у вас с аудиторией: много ли людей посещают лекции? Получается ли выстроить диалог между лектором и слушателями?

Лекции посещает достаточно большое количество слушателей. Самыми посещаемыми стали лекции о популярной музыке и литературе 1960-х. Самой камерной получилась лекция об академической музыке того времени.

Собирать аудиторию достаточно сложно. Сегодня существуют тысячи способов досуга и нельзя сказать, что библиотеки занимают лидирующие позиции в этом многообразии. Библиотеки находятся в поиске новых информационных партнеров и каналов для рекламы и распространения информации.

К первой лекции в рамках проекта я сделала подборку тематических сообществ в социальной сети «ВКонтакте», через которые попробовала распространить информацию. Какие-то группы отказывали, некоторые соглашались сотрудничать только на правах рекламы, но многие поддержали, даже удалось заключить долгосрочное партнёрское сотрудничество. Благодаря внушительному количеству публикаций о лекциях проекта на первой лекции был собран полный зал, причём новой аудитории, оказавшийся в библиотеке впервые, несмотря на уже наработанную репутацию и положительный «имидж» библиотеки Гоголя. Подобный отклик был полной неожиданностью, в первую очередь, для меня самой.



Что касается диалога — на каждой лекции все происходит по-разному. Мы всегда оставляем время для вопросов после доклада лектора. Некоторые слушатели задают вопросы из зала, другие же общаются с лекторами лично. Многое зависит и от самих спикеров, некоторые сами «задирают» публику и поддерживают постоянное общение и диалог. Например, Леонид Цыткин, который прочитал потрясающую лекцию о кино 1960-х, часто задавал вопросы аудитории и сам отвечал на попутные высказывания из зала. Поэтому лектор и аудитория общаются в зависимости от собственных желаний, диалог не прерывается, а поддерживается. Но, по большей части, аудитория слушает доклад и задает вопросы уже после окончания лекции.

Наша аудитория — это не только те, кто непосредственно приходит на лекции. Проект стал интересен публике из других городов, поэтому с первого мероприятия мы записывали все лекции на видео и выставляли их в группу проекта.

А на кого в основном рассчитаны лекции — на специалистов или на самую широкую публику? Если второе, получается ли говорить о сложных темах простым языком, нет ли проблем с поиском общих точек для понимания?

В моем личном первоначальном представлении лекции должны были быть яркими, фактографически перенасыщенными (ведь на очень широкую тему дается ничтожное количество времени), рассчитываться на разные группы аудитории. Наши слушатели — это и студенты, и молодые специалисты, и просто любители эпохи шестидесятых, читатели библиотеки. Последние две группы могут состоять из людей разного возраста и уровня знаний. На лекциях мы балансируем между сложным и простым, говорим о сложных вещах доступным языком, и о простых — сложным.

Безусловно, определенный уровень знаний по истории и истории искусств требуется, чтобы воспринимать лекции. В то же время, если вы плохо представляете себе, что такое стохастическая музыка Яниса Ксенакиса, не знакомы с концепцией абсолютной непереводимости, не знаете, почему Жан-Луи Барро был уволен из театра «Одеон» и к чему это привело, не слышали о «предательстве» независимого кино Джоном Кассаветисом, не задумывались о появлении профессии независимого куратора — это не означает, что лекции будут для вас недоступными и непонятными. Лекции открывают пласт новой, уникальной информации, заполняют пробелы и знакомят с новыми областями знаний. Поэтому, как мне кажется, они будут одновременно интересны как широкому кругу слушателей, так и подготовленной публике.

Наши встречи — это не только строгий лекционный формат. Мы смотрим тематические видео, слушаем музыку на виниловом проигрывателе, на лекции по моде проведём «fashion-эксперимент». Одно из основных направлений работы библиотеки — это продвижение книги и чтения. Поэтому наши лекции (по возможностям фонда) сопровождаются книжно-иллюстративными выставками. Что отличает нас от лектория, например? Мы можем предоставить информацию, и не только в формате списка рекомендательной библиографии, но и в виде реальных книг, которые можно взять для прочтения на дом. На мой взгляд, в этом значительное преимущество библиотеки как культурной площадки.

Пятого июня состоятся лекции «Субкультуры 1960-х: молодежный бум» и «Мода 1960-х: культурный феномен», которые закрывают проект. Расскажите о своих планах на будущее. Будет ли развитие у этого направления деятельности библиотеки? 

Курс действительно приближается к концу, первые лекции прошли в феврале, а сейчас уже июнь и последняя встреча.

Планы на будущее, конечно же, есть. Это следующие проекты из серии «погружение в эпоху». Я имею в виду тот же XX век, но уже другие десятилетия. Лично меня привлекает перспектива подобного проекта по 1920-м, 1950-м и 1970-м годам. Возможно, мы перезапустим «Безумные 1960-е», но уже с более широким кругом тем, бо́льшим количеством лекций и рассмотрением не только зарубежной культуры, но и отечественной. К примеру, уже есть предложения от спикеров прочитать лекцию о советских хрущёвках.

После заключительной встречи мы проведём в группе проекта голосование. Для меня очень важна обратная связь, ведь хочется не только стимулировать и создавать новые информационные потребности аудитории, но и отвечать уже существующим запросам. В целом перспективы пока на уровне абстрактного планирования. Главное, что есть желание продолжать.

Культура и искусство в контексте времени — привлекательная тема, которая уже нашла отклик у аудитории. Также многие лекторы, принявшие участие в «Безумных 1960-х», готовы снова пуститься в подобную авантюру и прочитать лекцию на нашей площадке.

И последний вопрос. Насколько изменилась, допустим, с тех самых 60-х годов, роль библиотек в культурно-просветительском процессе и в чём она заключается на сегодняшний день? И дело ли это библиотеки — организация и продвижение мероприятий, нет ли здесь смешения ролей? 

В каждое время библиотека выполняет свою роль и берёт на себя определенные функции, оперативно реагируя на требования времени. Развитие культурно-досуговой деятельности библиотек можно рассматривать с 60-80-х годов XIX века. По периодизации Т. Б. Ловковой на первом этапе (до 1917 г.) досуговая деятельность библиотек носит просветительский и аполитичный характер, основой её целью является просвещение и самообразование населения. В 1918-20-х годах в терминологическом поле библиотековедения появляются такие понятия, как «культурно-массовая работа», «культурно-просветительная работа», «политпросветработа». А также появляется термин «массовая работа библиотек», который тесно связывается с понятием «руководство чтением». Библиотековедение как дисциплина ещё более приближается к педагогике. На данном этапе педагогическая и политико-просветительская функции являются преобладающими. Аполитичный характер работы уходит, личностно-ориентированный подход к читателям заменяется массовым и недифференцированным. Ещё одна особенность периода — выход просветительской работы за пределы стен библиотеки. Досуговые мероприятия проводятся на улицах города, предприятиях, госпиталях, других учреждений культуры (читальни при кинотеатрах). С 1930-х годов в помощь организации досуга населения вводится передвижная и «книгоношеская» работа. Лозунг тех лет: «Книгу — в массы!».

Существенные изменения в деятельности библиотек происходят во время Великой Отечественной войны. Задача библиотеки (помощь Всеобучу) — всеобщее обучение граждан СССР военному делу без отрыва от работы (производства). После ВОВ происходит возрождение народных форм досуговой деятельности — гуляний, праздников, фестивалей, что получает отклик в работе массовых библиотек страны — создаются лектории и любительские творческие объединения.

Что касается 1960-х, именно в этот период в культурно-досуговой деятельности библиотек  начинают проявляться демократические формы. С появлением нового поколения поэтов («шестидесятников»), при библиотеках открываются литературно-творческие объединения начинающих поэтов и клубы любителей авторской песни. Активное развитие туризма, приводит к развитию деятельности туристических клубов: библиотеки организуются экскурсии, походы выходного дня, соревнования, фестивали и т. д.

Что же библиотеки представляют собой сегодня? Многопрофильные информационные и культурные центры для разных категорий пользователей, в которых информационная и просветительская составляющая идут "рука об руку"

В 1970-е годы намечается тенденция интереса к комплексным формам и методам просветительской работы. В массовых библиотеках открываются клубы книголюбов, устраиваются книжные выставки, встречи с писателями и поэтами.

C конца 1980-х можно рассматривать современный этап в развитии просветительской деятельности библиотек, в который происходит переосмысление организации досуга. Снижение показателей чтения, новые информационные технологии, многообразие возможностей проведения свободного времени становятся побуждающими факторами для стремления библиотек расширить горизонты своей деятельности и выйти за рамки читательских ожиданий.

Что же библиотеки представляют собой сегодня? Многопрофильные информационные и культурные центры для разных категорий пользователей, в которых информационная и просветительская составляющая идут «рука об руку» и не уступают первенство друг другу. Согласны ли с этим специалисты-практики и библиотековеды-теоретики? У данной концепции есть как сторонники, считающие, что библиотека как социальный институт имеет огромный потенциал в организации и проведении просветительских мероприятий, так и противники, выступающие за главенство информационной составляющей работы.

Что касается продвижения мероприятий, далеко не каждая библиотека может позволить себе нанять в штат PR-менеджера или SMM-специалиста, поэтому задача продвижения ложится на самого сотрудника отдела обслуживания.

Современный библиотекарь стремится уметь и знать всё и ещё немного, потому что эти знания обязательно пригодятся. Он учится в процессе работы и осваивает новые навыки, работает в режиме мультизадачности. К примеру, в нашей библиотеке работают разные специалисты с профессиональным библиотечным, искусствоведческим, историческим, экономическим, филологическим, педагогическим образованием. Каждый библиотекарь берёт на себя дополнительный функционал, будь то фотосъемки проводимых мероприятий, декоративное оформление книжно-иллюстративных выставок, мастер-классы по использованию электронных баз данных или занятия иностранным языком с детьми. Библиотекарь закрепляет за собой определенную зону ответственности и выполняет поставленные задачи, совмещая их с информационным обслуживанием читателей.

Да, с 1960-х годов в организации досуга стали проявляться демократические формы, но впереди было еще несколько десятилетий, прежде чем просветительская деятельность библиотек пришла к своему современному виду и состоянию.