Поворот пламя

Поворот пламя

Алексей Подать

e

Несколько стихотворений из сборника «Теория» Алексея Податя с праздничным предисловием Влада Гагина.

За монологичностью интонации стихотворений Алексея Податя скрывается хорошо выстроенная и довольно разнообразная поэтическая система. Отчасти это видно по формальным признакам: одним из основных приёмов, регулирующих верлибры Податя, является повтор, синтаксические параллели, которые делятся на полностью совпадающие содержательно («глоток падение / глоток падение»), частично совпадающие («нож бьется о», «тело бьется о», «зубы бьются о») и, наконец, содержательно различные, но похожие формально («глоток падение» и — в том же тексте — «порез откровение»). Такое варьирование приема, с одной стороны, делает тексты менее предсказуемыми, а с другой — позволяет как бы провести дополнительную унификацию, придать стихотворению большую цельность. То же самое, например, касается метафор. Иногда очень подробные, почти метаметафористские, они в то же время сохраняют осторожность перед барочной избыточностью и направлены скорее на короткое движение внутри конкретного произведения. Так речь, балансируя между раскрытостью и герметичностью, изменчивостью и консолидацией, схожестью и различием («потолочные выбоины / повторяют форму черепа или / череп повторяет форму / потолочных выбоин»), обнаруживает сама себя. Всё это подчеркивается, повторюсь, довольно постоянной интонацией — даже строки часто оканчиваются в «одинаковой ситуации» (из-за схожего количества слогов и ударений или типичных слов на конце строки). Видимо, пытаясь отойти от этой монотонности, Подать пускается в различные эксперименты, вводя в некоторые стихотворения символы, открещиваясь от привычного движения текста с помощью опции списка (1, 2, 3 и т.д.) и всячески пробуя графически разнообразить поэтическое пространство.

Нужно сказать, что для меня самого эти тексты стали своеобразным предновогодним открытием, я увидел в них довольно смелую и рискованную работу с субъективностью, где, говоря о себе и других довольно «искренне», лирический голос не обманывает, но и не терпит ироническое поражение. Это серьёзные стихотворения, разворачивающиеся, правда, в каком-то не совсем реальном, несколько декоративном, но оттого не менее красивом пространстве, что, возможно, и позволяет субъекту появиться, не боясь быть осмеянным или в чем-либо обвиненным.


***
 
потолочные выбоины
повторяют форму черепа или
череп повторяет форму
потолочных выбоин
постельные вмятины
повторяют форму водоёмов или
водоёмы повторяют форму
постельных вмятин
наши тени
повторяют форму тел наших
родителей или
тела родителей повторяют форму
наших теней
всегда необходимо ссылаться
на первоисточник
иначе плагиат воровство
гранитные доски позора
впечатывающие наши имена
в глину глаз добропорядочных
граждан
покажите первоисточник и
я его высушу одним глотком
рыбу отдам детям
водоросли снайперам
сокровищницы маме
пуля повторяет форму
твоего смеха
не наоборот
я первоисточник и знаю
о чем говорю
 
***
 
синие пальцы
фрагментируют
воздух на стрелы
что вонзятся
охрипшими связками
за семьдесят пять
миллионов сантиметров
отсюда
взмах
красные оконные простыни
взмах
младенец утоплен
в дождевой воде
реки прощения
эпидемия похмелья
взмах
пространство — скала —
состояние — птица
пространство — река —
состояние — рыба
состояние — ил
взмах
планета запятнана
лопнувшими капиллярами
солнце начинает светить
чёрным
взмах
реки высохли
выросло семь миллиардов
цветов  количество
увеличивается
взмах и
я вплетаю один
в волосы с периодичностью
в семь дней
наугад в бесконтрастном
и каждый взмах
об этом до конца
веков
о синем  красном и чёрном
взмах
 
***
 
два диких зверя —
Память и Воображение
слились в поцелуе
не закрыв обезображенных
испугом глаз
и чем дольше он длится
тем тяжелее бумага
тетрадного толка
острого как шпатель
листа
сыпется штукатурка
на головы сединой
на балкон снегом
на твою кожу
ровными слоями
бледность признак
притонного аристократизма
кричат дилеры
за локоть истерично
хватая
так
что руки отвалились
возможно ими
теперь кладут брусчатку
на крашенных кровоподтёками
площадях
возможно ими
дети инвалиды
как костылями отталкиваются
от лавы асфальта
возможно ими
вбивают гвозди в
твои запястья
душат твою шею
выдавливают из
зрачков ночь
в мой город
из губ — звёзды
превратился в сову
 
***
 
смычок преодолевает струнные
перегородки едва касаясь
ушей
(тебя это не касается)
стекольщики заметили
отсутствие стекла в руках
спустя несколько часов
после потери
(ты не чувствуешь)
свобода — это органный
зал или пространство
между твоими ладонями?
(ты не видишь разницы)
мрамор стен
глазных яблок
заболел трещинами
кто-то завесит их
рентгеновскими снимками
и превратит в операционную
(ты чем-то болеешь)
в этой комнате слишком
много света  жители
завернулись в шторы
и их больше никто
не видел
(тебе чем-то помочь?)
 
***
 
какой момент необходимо
запомнить (попытаться)
и пронести в
сумке (попытаться)
через границу небрежным
росчерком обозначенную
детской рукой на
карте наших взаимодействий
чтобы попасть в
 вечерний выпуск новостей?
 я был уверен что
 определюсь до того
 как парламент переместится
 ко мне в комнату
 депутаты плюются
 показывают языки
 и блокируют трибуну
 моей кровати
 сегодня мы
 упадём у её подножия
 чтобы повалить
 государственность
 как будто все оглохли
 
***
 
как я шел к тебе
 
1. шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг
2. шаг шаг шаг шаг скрип шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг
3. разбившееся стекло тишина шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг
4. шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг бег бег шаг шаг шаг шаг шаг металлический
5. звон шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шепот шаг шаг шаг шепот шаг шаг шаг
6. вопросительный крик шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг
7. расстегивающаяся молния закрывающаяся дверь шаг шепот вздох шаг шаг шаг
8. шаг шаг шаг бег бег бег бег бег бег шаг шаг шаг кашель участившееся дыхание
9. кашель кашель шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг падение ругань ругань
10. шаг шаг шаг шаг шаг шаг шаг приоткрывающаяся дверь шкафа тишина шаг шаг
11. отваливающиеся полки шаг шаг шаг шаг шаг шаг шепот шаг крик крик крик шаг
 
как я шел от тебя
 
5  6  9  и  наверное  11  но я не уверен  у меня очень плохая память
у меня очень плохая память
 
***
 
пространство комнаты
исцарапанное шепотом
поверхность стоп
обросшая занозами
кончики пальцев
привкшие думать
и ощущать
за
момент до
 
 
за закрытой дверью
под одеждой
в шкатулке
за картиной
под матрасом
в комоде
за спиной
под языком
в волосах
сокрытое при
рождении вытатуировано
на обратной стороне
глазного яблока
 
все пароли
 
закатывать глаза
от удовольствия
или раздражения
означает давать
подсказки
 
ты удивляешься
почему мои предложения
обращенные к тебе
состоят лишь
из кодовых слов
 
MahoganyScale18247
departament666
cthstrjkjyrb
whotookthebomb1980
lightmetal1990
fuck_shrimps
ASDF5GhJ
melancholicdisaster2000
deliriumdel
aliceharriton1405
fuckutoo123
 
***

 
Фотография Артёма Герасимова.