больно ли воздуху так как (мне)

больно ли воздуху так как (мне)

Константин Чадов

e

Подборка стихотворений Константина Чадова с предисловием Василия Бородина.

Это, кажется, первая публикация стихов Константина Чадова; дебют — событие для поэта важное и тревожное, приводящее к спору с собой, пересмотру многих вещей, казавшихся само собой разумеющимися; радость тут обычно длится доли секунды и на всю жизнь превращается в растущий всенаправленный вопрос.

Для читателя, свидетеля поэтического дебюта всё наоборот: радость остаётся навсегда, и это — радость подтверждённой «веры». Поэзия — в новой речи нового человека — как бы рождается заново, целиком обновлённой и являющей всю свою полноту: ритм напоминает живой и бессмертный пульс, а всё вместе сообщает (заново, новым человеческим голосом) ту радостную и опасную глубину, которая есть в любой мысли, любом чувстве, любом, самом элементарном, ощущении.

Поэтическая речь и поэтическая мысль часто начинаются с конфликта, с непослушания рационально-утилитарному мышлению, повседневной речи; автор может переживать вину за этот «бунтарский» перво-взрыв; как правило, постепенно «поэтическое» и «человеческое», не теряя себя, мирятся и сближаются. Но по-настоящему читательская память состоит из немногочисленных встреч с поэзией, заявляющей, ни на что не оглядываясь, свою безусловную волю-быть. Кажется, эти стихи — именно такой, редкий случай.

Василий Бородин


***

больно ли воздуху так как
(мне)
больно ли воздуху так как
(нам)
слово боль бежит по пятам
за кем

фактура камня подходит под
ладонь
как будто он ждал тысячи лет
когда придёт такой вот человек
родился с зародышем (тебя) в себе
лежал в братской могиле
пока (ты) не забрался туда с головой
правда давно разграбленной
а (ты) питался снегом
пока со (всеми остальными) (тебя) гнали
из города в город
деревья и земля на кочевых стоянках
не отвечали взаимностью
а стоило ( ) потрогать столь многие шаги
и ( ) тут же обжигался
и круги на воде кругов не оставляли
что и говорить о воздухе
вот если бы в один момент он обратился в камень
не фигурально а буквально
и раздавил (нам) грудь
а также голову и ноги оставил только руки
чтобы (нам) было чем насытить долгий миг
рождения вселенной
из камня
(своим) прикосновеньем
но и тогда бы мы себя не родили

 

***

поздно: зуб не попадает на зуб
он выстучал слова из всех азбук

рано ещё: кристалл-алфавит
всеми слоями своими горит горит

поздно: зуб не попадает на зуб
лица выбиты из своих пазух

глаза и ладони выворочены прочь
тихо-тихо шепчет первозданная ночь

в такую ночью зуб не попадает на зуб
в такую ночь царствует заступ

всё и вся выворочено из своих гнёзд
тихо-тихо щебечет умерший дрозд

мой любимый смещенный позвонок проткнули осью
все революции это известно происходят осенью
так и теперь: остров лаос
тут бы и точка но скажем врос

а лица не умещаются в свои лица
не могут остановить разогнавшийся рост
в иудейской земле во чреве забитой ослицы
тихо-тихо щебечет умирающий дрозд

а он не дошёл
и не случилось

тихо схлопнулось чрево матери
богоматери
ослица осталась внутри
и дрозд остался внутри
и зубы остались внутри
и лица остались внутри
ночь осталась снаружи
а мать осталась внутри

три раза крикнут: выходи!
на третий выйди и иди
достигни индии
и там кричи — тогда одна
как знать слеза достигнет дна
она искупит всё?

 

***

их лица были механически скреплены
швом поцелуя
на раз (три) два остановилась река
и со звон и стуком и скрёжем
двинулись дома как раненные на костылях солдаты
самые разные двинулись дома какие успели построить
был там и пластик был и металл был камень и глина
так став рекой двинулись дома
а потом всё прекратилось
став непререкаемым манифестом математики
абстрактной модели в которой возможно всё
а потом всё прекратилось
летучим отрядом волшебного слова способного
всё прекратилось
одним обещанием будущего претворения
построить город у реки (как знает история, так начинались государства)/
разрушить город у реки (где линия равна рубильнику)
всё кончилось кончилось кончилось
река вернулась в берега она из них не выходила
и в лысый череп корабля вогнали сваю Измаила
вогнали сваю Измаила она из них не выходила
пришёл приказ: всё кончилось приказ
так вот пришёл приказ: построить все дома оставшиеся после наводнения
не договаривай
но вот насытясь разрушеньем и пьяным буйством утомясь река обратно повлеклась
но кто бы его исполнил? ушли оставив зарастать болотом неуютную землю
и чего только не было чего только не случилось
снаряд не попал в окоп пуля упала не долетев
но в без окон без дверей дзот раззявясь глянул Азе́ф
раззявя острую пасть Тигр Евфрат
перегрыз
и вместо того чтобы вверх
голова направилась вниз
и вместо того чтобы в ад
стопы направить вниз
Христос вошёл в Киев-ад
Двух букв не до-го-во-рив
(Христос снизошёл словно г-(Г)-рад)
когда же это кончится
голова направилась вниз
вместо того чтобы вверх
система мира до боли проста: Христосо-бутон-орех
что
так вот возвращаясь к рассказу о том чего не было
не было похода на Киев
не было северной Пальмиры
была Пальмира
понимай как хошь что правда а что ложь
но хуже всего было с ними двумя оттого их лица были скреплены механизмом
громоздким
в какое другое время они друг друга сейчас бы нашли
а так: неостро порезались о таянье льда
о кости костей костей костей костей костей костей
и далее
с каждый разом костистей
(такова, между прочим, моя программа)
о миграции вирусов и микробов
о флору и фауну пыточных приборов
(как тот что на них)
сейчас будет рассказана их история
приготовьтесь
а, что?
секунду

 

***

Под взглядом моим пейзаж задрожал, запел,
Но и наоборот: в глаза брызнул пепел,
Из-под ног выбило потолок

Ещё я скажу: равнину корчило, горами пенясь,
И руки кормчего, а в шторм лучше пелось,
И было легко

Из-под складок холма был построен цветок,
Где зрение упиралось в дёрн, а руки завиток
Улетел за борт

Его я догнал, подобрал, засвистел,
Созывая друзей и врагов, о, как скороспел
Мертвец под ножом

Архитектурой письма был сейсмографа пыл,
Пейзаж засмеялся, отчалил, поплыл,
И долго ещё, повторяя «аз»,
Я слышал смех его глаз

И под взглядом его я запел, задрожал,
Играя в лесной пожар, и тысячи жал
И огненных нитей неслись в океан

Я был ослеплен, и я был не я,
А он, повторяя судьбу короля-корабля,
Лежал у престола в щепе

И некие «мы» были немы.
Пустым вернулся невод-сетка координат,
Было черным-бело, и мой взгляд,
Упирался нам же в лицо

Потом было дурно, эволюция до амплитуд
Не помогла, малейшее отклонение — и звук,
Вот он, глядите, видите, молотка,
Саданувшего по плечу, отчего отнялась рука,

Нет, саданувшего по картине, конечно, пейзажу,
В стекле, и как поднялась рука?
Побежала сетка-трещина-координат,
Мне надоело смотреть, посвистывая, я пошёл назад,
Так и не выговорив «я» — оно яд

 

угроза здоровья

великая пальцеоторванность от мира се-
го лето такого-то
года от перелома вывиха звона в ушах

всё.
в открытые ямы и язвы раны пульсацию
мяса парада планет в оторванный ноготь
затекают ландшафты

все.
моего тела ноев ковчег спасает всех без
разбора
идите ко мне скройтесь в мясистой щели
карпаты дунай гималаи
плывите по воздуху вверх поднимайтесь навстречу
зубами грызите пуповину земли
овраги и котлованы города́ океаны тело
распухло не в силах вместить

двери и окна из кожи

стоя ночью у окна и глядя на улицу
он смотрелся в глубокий порез
других зеркал в доме не было

челюсть как дверь висела на петле

я стал круглым как шар без ног
и без рук даже без головы как тотальный инвалид
с неровностями

реки смешались с костями в крови как сахар
растаяли горы там где была голова
построили город а член обнесли ве́рфями
и портами

радостная пальцепришитость чужого
блудного сына я вмещаю ракеты и танки
пехоту
это однополая любовь в одну сторону

нейтральность торчащей кости
выпирающего пика нейтралитета нет!

абсолютная парализованность
нейтронитет

1. камикадзе влетает в ковчег
2. у тебя нет пальца чтобы его раздавить
3. ягоды войны на слух как стекло
4. умершему богу отдали команду «Подъём!»

 

***

алея скелетов Галикарнас
сфинксы освежёваный от вопроса
солярными кости и чёрная ртуть — 
вдалеке от собственых глаз запекается нефть
пузырями на губах и на коже
сваленой тут же

тут же хлопок и сошествие плит
тектонических с неба; у меня
идёт кровь лица её вязкий чёрный поток
не-берега Нила учила французский
любовь на берегу Амура приснилнилнилась
quelle fleurs aimes-vous?
это неверно я только учусь всё равно ведь не слышно
кости сверкали как звёзды дроби всё умножали
растояния вёрсты дали
понять и карту пустую ангелы-камни
(кидают они) в родном языке запутался
и жернова плачут перетирая пшеницу

может хотя бы в конце

повторение — мать учения
павторение — мать учение
павтарнеее — мтаь учнеея
рпаеевтаеа — ьтма яечунн
равогк мтдыул ештис ьфыу
аеатвееап — амть бошиопц
павтарнеее — ьатм ошиокб
павторение — мать ошибак
повторение — мать ошибок

нарывы домов углубились
неверным прыжком
попробуй ещё мирныслова
мирные жители мины-слова
разметало
один неверный шажок в никуда
набекрень наискось ось гроздь лось
правильно верно звучит
детонация

песок что трава — 
он зазвенит стоит только дотронуться
необратимость стекла вызывает вопросы
у тех кто за ним
вопрос [суалун]
лопнул зеркала бычий пузырь
учила арабский пели кричали
хабиби хабиби
громко молчали без языка
изо рта идёт кровь
снаряды как звёзды сверкали
звёзды как кости кричали
сфинксы молчали
бетхэббини?
сфинксы молчал


***

нога такая правая, что уже левая,
но она одна посреди тела, копоти пределы,
коптские иконы, очаги поражения, радиус осколков,
куда не достанет белый, выходы за пределы спектра: … на чёрном
врачевание мелом, молоток колыбельной

спи, спи, пронзи, произнеси: по колено и локоть в ране,
маршировали левой и правой, я, гремят корабли за окном,
в городе, где нет реки, значит, нет ветра, значит, нет соли,
значит, нет и людей, и некому слышать гром кораблей
в городе, где нет реки, не маршировали правой и левой,
достали ноги и руки из ран, произнесли: пронзи,
спи, спи

но раны не затянулись

ты, разложенный на первоосновы, на лоскуты кожи,
на древние камни, на себя не похожий,
на ногти, кору и автомобили, на лезвие бритвы,
на Дон и Дунай, на стылый воздух таёжный,
на любовников и любовниц, на самые громадные звёзды,
на все цвета спектра и больше, на лица побигших,
на лица умерших, на лица почивших, на лица ушедших
и т.д.,
спи, спи

руки шатались, как башни,
руки вонзались в небо, словно под рёбра,
чтобы достать до сердца;
из-под ног выбиваясь,
вились наружу, как вата, как снег,
комы комки; а эта река
течёт во все стороны сразу,
ни твоя, ни его, ни моя,
ни сухогруза, ни военного корабля,
замерла

списписписпи, моя радость, усни,
в морге погасли огни.
наркоз

далеко ты пошёл на сломанных ногах?
далеко ты дополз без ног?
далеко дотянулся на одних руках,
плечи, запястья, пальцы,
вообще ничего?..

спи

ничейная земля рожает никого,
так и ты появился на свет,
а теперь спи, завтра в путь,
выходим, чуть свет,
как я пойду, поплывём по реке,
земля чер(ве)неет от солнца,
спи


Фотография Флавии Австралии.