сосна и липа

сосна и липа

Екатерина Али

e

Подборка стихотворений Екатерины Али с предисловием Влада Гагина.

Стихотворения Екатерины Али, представленные в этой подборке, противятся разговору о них. Как кажется, так происходит из-за наших описательных навыков — мы привыкли говорить о содержании или же, например, анализировать формальные особенности текстов, но когда дело доходит до самостоятельных хрупких структур, ведущих свой собственный разговор, мы оказываемся практически бессильны: наши умения — это умения хитроумных сыщиков традиции, эрудированных людей, объясняющих, что такое поэзия (что такое канон), в то время как здесь требуется нечто иное.

Эти короткие тексты представляют собой набор возможных способов описания происходящей вокруг визуальности (вернее, попыток описания, потому что та местность, о которой «ведется» речь, остается «не знакома»). Описания состоят из различных синтаксических узлов, которые то, распутываясь, приближают читателя к конкретному, высказываемому смыслу, то, вновь затягиваясь, уводят его в абстрактность, в умозрительность, в приблизительную карту описываемой территории. Но, кажется, это вовсе не отступление, потому что сложная реальность противится плоским способам разговора — только балансируя на едва представляемой границе между абстрактной структурой и передачей непосредственного субъективного опыта, и возможно что-то о ней сказать.

Конечно, в современной поэзии нередко встречаются подобные сборки, однако ценно то, как именно Екатерина Али работает с высказыванием, как именно выламывает привычные представления о возможностях речи, когда «здание размноженное циркулем / совмещает макет остановки с остановкой», когда «время течёт сквозь прорезь и / дым убывает в лунку между остатками суток».



*

местность смахивает себя в капкан отражений
где каждое отражая себя же примыкает к точке начала
дождевому направлению шагов
прикосновению к водянистой рамке образа
в суживающейся перспективе (синкопе) древних тоннелей
что возникают многократно на твердой поверхности высказывания
флуоресцирует дождь с идеометрической выдержкой
точно сноп или скульптура волос возле


*

исчисления попыток сдвинуть созданную конструкцию
свершенную как язык звезды или речь ветки
непроизвольно
перед актом говорения в пространстве в воздухе дугообразной воде
не смотря на лакуны движение продолжалось
определяя фиксацию местоположения двух маяков и единственной карты просцения
в осаде времени
меблированные шипы сквозные решётки пыли


*

время течёт сквозь прорезь и
дым убывает в лунку между остатками суток
ментальный звук вращается на тонкой нитке зрения
столбы секундных вспышек фиксируются в канале пребывания

местность не знакома


*

двойные изломы берега
на пересечении открытых пространств
(окна) черешневые жидкости в проёмах
константные характеристики рук плеч душевых кабин
в чёрных квадратах шахматного порядка
в вертикальных столбах света


*

Если тебя помыслить, как точку перехода ночи в рассвет,
как, скажем, утренние выпады света и безотрывные линии волн на стене.
Это не запах, не фактура — ничего такого; просто ток, застывший дирижаблем,
свисающие конусы домашних растений, что вдыхают заснежный уют и

окна тихую связь.


*

нити падают сквозь решётку
в водном отражении крошатся пружины ветвей
голос выдыхает ангела
после осмотра каркасы ветра
предопределяют
длительность (всего названного тобой) в моём сердце
три облака чертежей


*

здание размноженное циркулем
совмещает макет остановки с остановкой
точки расставлены в ночном тоннеле
карандаш нагота тени
призрачное смешение траекторий вдоль позвоночника
импульс приближения в сумеречном спектре
сохраняет моё дыхание


*

в отступах прямизна зеркала
неоцифрованного озера
идти мимо не повернув головы

знаки шифры полей
хотя поле выдернутое из поля
приравнивает объект и субъект

шагаешь в волну
неизбежной решимости
сходишь в противоположную горсть
в изводе выпрямляя спину
смотришь на мои ключицы
в них


*

над головой крона
сплав озера выдернутая розетка мозжечка
на фоне минималистичных конструкций
антуража клуба «сосна и липа»

в карете сознания перед поездкой
что ещё

выхваченная взглядом штриховка спины
несколько несмелых шагов к арке
о как он был мил
и одновременно с этим потерян

что ещё
не было звёзд над нами
ни одной
и это прекрасно


*

в кругах отрывающих здания строк
с кварцевым дыханием
рука высвобождает мост
среди туч воды
сковывающей две колонны
в том же пространственном цвете
(корабль поперечных выдохов любви)
в испарине мелового света
прибытие означает торжество

опыта и не опыта


Екатерина Али — поэт, психолог. Публиковалась в сетевом журнале «TextOnly», на портале «Полутона», «Новая литературная карта России» и др. Участница фестиваля «Поэтроника» (2016). Лонг-лист премии «Дебют» (поэзия), 2015 г.

Фотография Алексея Кручковского