Верю — не верю

Верю — не верю

Кирилл Александров

a

Этот текст я задумывал ещё во время путешествия по Горному Алтаю, а предпосылки приведённых ниже рассуждений начали появляться с самого детства. Первые страхи и удивления, сказки из книжек, шаманские разговоры с духами, деревянные скульптуры Конёнкова, ночь в лесу, ночь в горах и далее, далее… Все эти события и чувства, причудливо наложившись друг на друга, вкрадчивым шёпотом, рёвом и визгом пронеслись по пещерам бессознательного и вернулись ответом искажённого эхо: мистические существа — реальны. Они действительно существуют (на то они и существа) независимо от того, верим мы в них или нет.

Домовые, русалки, лешие — они живут как минимум в языке, в воображении. В разных обличиях и с разными намерениями представители «нечистой» и других неведомых сил встречаются в нашей жизни не реже стюардесс и поэтов. Люди сами не замечают, как раз за разом оживляют фольклорных персонажей: «чёрт бы тебя побрал», «ну его к лешему» и другие выражения укоренились в речи и никуда в ближайшее время не денутся, хоть и приобрели в наши дни статус просторечных (и всё чаще заменяются инвективной лексикой). Даже когда мы говорим привычное «что-то здесь нечисто», всякий раз где-то неподалёку хитро усмехается бесёнок. Возможно, этот бесёнок сидит в ком-то, кто с виду выглядит обычным человеком, но экзорцисты недаром едят свой хлеб и пользуются спросом на свои услуги.

Домовые, русалки, лешие — они живут как минимум в языке, в воображении. В разных обличиях и с разными намерениями представители "нечистой" и других неведомых сил встречаются в нашей жизни не реже стюардесс и поэтов

Среди нас живут персонажи Мамлеева и других метафизических реалистов:

И весь театр единым духом,
Вздохнул, на ложу глянув: «Ах!»
Там монстр сидел. С огромным брюхом.
Горбатый. О шести руках!

В одной руке держал программу,
Двумя — настраивал бинокль,
Тремя — накрашенную даму
Он обнимал, как осьминог!

(Владимир Ковенацкий)

Читая «Шатунов», можно представить этих странных людей живущими с нами по соседству, идущими навстречу по парковой тропинке, сидящими рядом на скамейке. Они встают с этой самой скамейки и идут домой, где едят младенцев, препарируют кошек и видят в зеркале чудовищ. А может быть, и нет. То же самое с лешим, который притаился в лесной чаще.

Говоря о скрытых девиациях людей, попадающих в поле нашего зрения, можно вспомнить также рассказы Чака Паланика. Конечно, неоднозначная фигура, и писал он совсем о другом, но известен помимо прочего фразой своего героя: «Ничего не существует вне текущего момента». Призыв жить «здесь и сейчас» становится всё громче в нашу эпоху, и думаю, что с некоторой натяжкой (отчасти шутки ради) мы можем с Палаником согласиться хотя бы на время. Правильно интерпретировав эту мысль и призвав на помощь ещё и апорию Зенона о летящей стреле, можно, во-первых, заделаться отъявленным софистом, а во вторых, укорениться во мнении, что снежные люди и говорящие деревья существуют. Напомню, Зенон утверждал, что летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда. Так же и с нечистью — если она существует в данный момент (нам чудится привидение, снится вурдалак, домовой украл обувь), то она существует в реальности, так как кроме этого момента ничего нет; а так как людей миллиарды, то можно предположить, что каждую секунду кто-то задумывается о чём-то мистическом, а значит, мистика действительно присутствует в жизни и присутствует всегда.

Мы же не говорим, что нечисти полным-полно — наоборот, она незаметна, и такова её природа. Но если она незаметна, то это ещё не значит, что её нет. Мы ощущаем вещи, которые не можем даже мыслить: метафизика местности или населённого пункта, любовь, тепло, атмосфера — если они реальны, то реальны и гномы с эльфами, ведь их мы даже мыслить можем. Факт существования не ограничивается материальным миром. Если вершится добро, то у этого факта нет материальной основы, оно неизмеримо, эфемерно. Добро просто есть, кто в него верит, а кто нет — другой вопрос. Люди придумали его, точно так же придуманы химеры, сфинксы, духи и конёк-горбунок. Кто-то их обозначил — они уже есть. Кто-то видел — они есть и подавно, но им не нужны подтверждения так же, как добру и любви. Подтверждения всегда найдутся — в мире достаточно людей, видевших НЛО, йети, слышавших духов и терявших вещи по вине домовых и невидимок. Дело в моменте — если ты мыслишь домового здесь и сейчас, то он существует. Декарт о чём-то таком говорил, нет?

Текст от веры в нечисть всё больше переходит к вере в софистику, но я стараюсь быть ещё и ребёнком, рассуждать, как придётся. К тому же, дети-то точно знают, что волшебства вокруг более чем достаточно. И пока они это знают, духи могут спать спокойно

Спать спокойно они могут ещё и потому, что без них не обойдутся религии.

Не обойдутся без них и СМИ.

К разрушению границы между мистикой и реальностью призывает нас и современное искусство — например, те же гуаши Крюкова, открытое к интерпретации внимание читателя и слушателя в статье о новой эпохе в искусстве, механизмы вглядывания и инсайдаута в стихах поэтов-метареалистов.

Наука также не остаётся в стороне. Во-первых, потому, что по-прежнему не всё вокруг нас, к счастью, подчиняется рациональному объяснению с помощью законов и формул. Во-вторых, сейчас с помощью генной модификации можно сотворить и гнома и лешего. Но не нужно. Они есть в природе, которая бесконечно многогранна и многослойна. Как и наше сознание, мировосприятие, и нельзя его упрощать, сужать и вписывать в рамки — наоборот, суть всех вещей, их красота лежит вне возможностей рационального познания (отметать их, правда, тоже нельзя).

Мы ощущаем вещи, которые не можем даже мыслить: метафизика местности или населённого пункта, любовь, тепло, атмосфера — если они реальны, то реальны и гномы с эльфами, ведь их мы даже мыслить можем

Как всегда, статья получилась о том, что всё в жизни неоднозначно. В данный момент я верю в духов. Через полчаса перестану. А они лишь усмехнутся.

А теперь вот что. В интернете сейчас можно прочитать массу статей с более абсурдной аргументацией на куда более серьёзные темы. На темы, при обсуждении которых не уместны софизмы, жонглирование фактами и высказываниями. И мне хочется, чтобы при всём этом люди (мы с вами) сохраняли себя, формировали собственные суждения и задумывались о том, что в действительности происходит вокруг (и почему это происходит). В действительности, чёрт бы её побрал.

Фотографии Азата Галиева.