Воскресное чтение (3)

Воскресное чтение (3)

d

Новый выпуск рубрики «Воскресное чтение» во многом состоит из разговоров. Что ж, хоть сейчас разговоров и очень много, всё-таки среди них не так уж мало тех, что заслуживают пристального внимания. Некоторые — мы предлагаем вам.

1. Ирина Прохорова — человек для современной литературной России вполне выдающийся. Руководитель издательства и журнала «Новое Литературное Обозрение» — это уже дорогого стоит. В своём интервью на этой неделе она рассказала о поисках национальной идентичности через географию и о многих других интересных вещах.

2. Год назад Никита Сафонов стал первым лауреатом премии Аркадия Драгомощенко, причём жюри тогда отметило его как автора со вполне сложившейся поэтикой. Участие Сафонова во втором сезоне премии АТД в этом году — в качестве члена жюри — подтвердило его статус зрелого поэта. Ещё одним подтверждением этому служит интервью, которое он недавно дал «Петербургскому авангарду».

Вот, например, рассуждения о том, чем же сегодня является поэтическая практика:

— Поэт — это профессия?

— Стараюсь не думать подобными категориями и редко осознаю себя в образе «поэта». Художественной литературы (в том числе современной) я читаю мало, но точечно. Зачастую меня интересуют вещи из других областей — как внутри искусства, так и вне его: философия, наука, политика и так далее. Конечно, чтение занимает свое место среди других интересов, но пропорционально остальным. Для меня нет отдельной процедуры поэзии, а есть художественные практики. Они, конечно, отличаются друг от друга — форматом работы, но так или иначе связаны. В этом отношении, наверное, маркировать собственную деятельность как «художник» более корректно. К тому же у меня было несколько работ, которые экспонировались на выставках. Но это делать не менее сложно, чем говорить о том, что я «поэт».

Зачастую художественная практика в современном мире воспринимается либо как хобби в дополнение к основной деятельности, либо как терапия, либо как что-то еще в том же духе. Необязательное занятие. Сами авторы иногда походят на членов клуба по интересам.

На самом деле это реальная проблема — задачи художника призрачны и смутны. Это ведет к тому, что художественные процессы (в том числе критика, как их неотъемлемая часть) иногда протекают по инерции, и термин «профессия», который подразумевает действительную работу, кажется неуместным. Но я склонен считать, что работа в поле искусства — скорее профессия, да. Со своим особым набором инструментов и своими задачами. Для меня художественная работа — это работа в первую очередь с мышлением (как и всякая работа — садоводство или плотницкое дело) через воображение. Воображение как мышление.

3. Про Петра Павленского, наиболее яркого сегодня российского художника, написано и сказано за последнее время громадное количество слов. Кажется, некоторые другие художники, которые активно ругают его в социальных сетях и даже в интервью, в некоторой степени завидуют его нынешней известности.

Не будем добавлять никаких комментариев, просто дадим ссылку на интервью.

4. Впрочем, было бы глупо, если бы наша подборка на этой неделе состояла только из разговоров. Вот большой текст, рассказывающий о мастере интернет-расследований Руслане Левиеве, который был первым человеком, доказавшим присутствие российских военных в Донбассе.

5. Киноведение в нашем представлении существует несколько обособленно от других видов гуманитарного знания. Оно равно близко и в то же время несближаемо по отношению к искусствоведению, литературоведению, театроведению. Тем интереснее должны быть вещи, подобные этой — в Европейском университете в Санкт-Петербурге недавно прошёл семинар по кинотекстологии, во время которого Пётр Багров рассказал о том, что это такое и как это действует. Говорят, скоро видеозапись появится на ютубе, а пока можно почитать вот этот краткий конспект.

6. На сайте «Артгид» опубликован очередной эпизод статейного сериала «Места силы неофициального искусства Ленинграда», в котором Анна Матвеева рассказывает о коллекционерах нонконформистского искусства, в первую очередь — о Николае Благодатове.

«Самым показательным примером, пожалуй, может служить коллекция Николая Иннокентьевича Благодатова, одна из наиболее обширных и известных. Сейчас в ней насчитывается около 3500 работ художников ленинградского и московского андеграунда, среди них — Александр Арефьев, Рихард Васми, Владимир Шинкарев, Вадим Овчинников, Оскар Рабин, Евгений Кропивницкий, совсем ранний Тимур Новиков, десятки художников второго ряда. Все они хранятся в крошечной двухкомнатной квартире в десятиэтажке 1970-х годов постройки, где живописью завешены от пола до потолка стены всех помещений, включая уборную. Благодатов как раз из энтузиастов. Инженер по профессии, он работал в пароходстве и получал зарплату в 120 рублей».

Однако, кроме него, автор упоминает Игоря Логинова, Георгия Михайлова, Льва Каценельсона — это очень ценно, ведь упоминаний этих коллекционеров на порядок меньше.

7. Но в конце нашей подборки всё-таки интервью. На этот раз художник Владимир Дубоссарский отвечает на вопросы художника Дмитрия Гутова. Дубоссарский всё пытается увильнуть, но старый друг снова и снова прижимает его к стенке, заставляя таки отвечать хоть сколько-то подробно, на деле противореча утверждениям Петра Мамонова, цитированном в предыдущем нашем материале.

Кстати, Дубоссарский поднимает очень важный вопрос, всячески заслуживающий обсуждения:

«ВД: Ты помнишь, как нас учил Дмитрий Александрович? Сейчас никто не мыслит произведениями. Самая маленькая ячейка — это выставка. А вообще — это проект…

ДГ: Длиною в жизнь.

ВД: Да, длиною в жизнь. А само произведение сейчас не имеет никакого смысла.

ДГ: Это мудрость нашей юности.

ВД: Да. Мне уже давно это было как-то не совсем очевидно. А сейчас и подавно. Что-то в мире меняется. Так что я не формировал это как выставку с какой-то идеей, с каким-то посылом, стерильную, чистую, галерейную или музейную экспозицию.

ДГ: Любой тебе скажет, что связь работ очень эфемерна.

ВД: Но ценность каждой работы в каком-то смысле более высока. Классическая галерейная выставка, объединенная некой темой, аранжируется нюансами. А у меня абсолютно разные вещи, и по стилю, и по языку. И меня это никак не смущает.

ДГ: Звучит дико архаично.»

8. И в самом конце — мы не могли не отметить тот факт, что на минувшей неделе была присуждена премия «Дебют». В поэтической номинации победителем стал Владимир Беляев, ссылку на подборку которого мы приводим, дабы тем самым завершить наше очередное воскресное чтение.

В качестве заглавного изображения использован рисунок Рембрандта «Читающая женщина», Нью-Йорк, музей Метрополитен.