Воскресное чтение (2)

Воскресное чтение (2)

d

Вторая неделя декабря на исходе, и нам вновь есть чем поделиться с вами в рамках еженедельной рубрики «Воскресное чтение».

1. Седьмого декабря в Стокгольме белорусская писательница Светлана Алексиевич прочитала мемориальную Нобелевскую лекцию. Текст этого пронзительного доклада можно прочитать, например, на сайте проекта «Арзамас», видеозапись также доступна для просмотра сами знаете где.

2. На сайте «Такие дела» вышел материал Андрея Лошака о состоявшемся пятьдесят лет назад митинге гласности на Пушкинской площади в Москве. Демонстранты во главе с Александром Есениным-Вольпиным требовали гласности суда над Синявским и Даниэлем, таким образом, митинг стал первой в послевоенном СССР публичной политической акцией протеста.

Благодаря этой статье мы имеем уникальную возможность узнать, с чего (и с кого) начиналось правозащитное движение в нашей стране.

3. В продолжение документальной темы обращаем ваше внимание на АРТДОКФЕСТ, стартовавший восьмого декабря в Москве и Санкт-Петербурге. Фестиваль близок нам неравнодушием организаторов к политическим и социальным проблемам России, а также нонконформизмом относительно действий и требований властных структур.

«Медуза» любезно подготовила подробный гид по фильмам фестиваля, а если кто-то затрудняется выбрать, что же смотреть из всего этого великолепия, то можно обратиться за помощью, например, к журналу «Сеанс».

До конца фестиваля остаётся два дня, так что советуем поспешить с усвоением информации о мероприятиях и приобретением билетов. Один из членов редакции «Стенограммы», в частности, уже запланировал на завтра просмотр фильмов «Чеченская семья» и «Чечен».

4. На сайте Ольги Седаковой опубликован текст «Сергей Сергеевич Аверинцев. Труды и дни». О таких людях, как Аверинцев, конечно, надо знать, поэтому данный материал, несмотря на большой объём, настоятельно рекомендуется к прочтению.

«...мысль Аверинцева исходит из некоторых начал, более общих, чем те, которыми располагает обычно «предметный» филолог, и оттуда спускается к своему конкретному предмету. Эта ясная — и именно в силу своей ясности — крайне нетривиальная мысль, охватывающая эпохи и языки, находящая связи в самых отдаленных явлениях культурной истории, уникальна по своей «жанровой» природе: это мысль одновременно филолога и философа, антрополога и богослова, историка и просветителя, аналитика и ритора, христианского апологета и политического мыслителя».

5. Поэт и литературный критик Данила Давыдов, по его собственным словам, теперь крутой, потому что у него есть интервью на «Кольте». В интервью Давыдов беседует с Сергеем Сдобновым о литературной жизни, о просвещении, о Москве как среде обитания и о других интересных вещах.

И напоследок несколько ссылок на материалы о современном искусстве.

6. Предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию по экспозиции «Тщетность мелких различий» британского художника Грейсона Перри. Подобный формат выставки вызывает к ней дополнительный интерес, а обо всех деталях подробно рассказано на сайте.

7. На платформе «Открытая левая» опубликована критическая заметка о перформансе «Марафон признаний» в центре «Красный». В ходе перформанса всем желающим предлагалось рассказать о своей социально порицаемой тайне, о первой встрече с безумием по принципу каминг-аута. Автор статьи сравнивает «Марафон признаний» с акциями художников Вито Аккончи и Фреда Уилсона и в результате рассуждений приходит к невозможности остроумия как невозможности освобождения.

Приятного прочтения.

Фотография Лёши Кручковского.