Журнал как выставка как журнал

Журнал как выставка как журнал

Кирилл Александров, Георгий Соколов

d

Кирилл Александров и Георгий Соколов обсудили возможные варианты концепции выставки работ фотографов «Стенограммы» и заодно поговорили об особенностях современного выставочного процесса в целом.

1.

Кирилл Александров: Ещё в новогоднем посте «Стенограммы» я писал о том, что стиль оформления материалов проекта во-многом задают фотографы, именно они обеспечивают нашу аутентичность. Поэтому их не так много и столь сложно найти ещё кого-то, кто бы в этот проект гармонично вписался.

Идея организации собственной фотовыставки появилась у нас давно. И мы каждый раз к ней возвращаемся с разной степенью решительности. Пожалуй, настала пора эту мысль развить и довести до ума. Это должна быть выставка, которая могла бы объединить концепцию «Стенограммы», индивидуальный почерк каждого из фотографов и при этом стать каким-то новым, самостоятельным высказыванием. Сегодня хотелось бы поговорить о возможных форматах выставки, о том, какая культура кураторства сложилась на данный момент в России (и сложилась ли?), попробовать проанализировать существующие практики и каким-то образом их синтезировать.

Начнём с темы. Как ты считаешь — стоит отталкиваться от пожеланий фотографов или тему должен задавать инициатор проекта?

Георгий Соколов: Мне кажется, что хотя фотографы и играют очень важную для «Стенограммы» роль, всё же выставка — это выставка «Стенограммы» и фотографов в контексте нашего проекта. Если бы это была выставка любого из них в отдельности — их пожелания вышли бы на первый план. В данном же случае стоит всё-таки общую концепцию задать, отталкиваясь именно от идей редакции «Стенограммы» — а пожелания фотографов учитывать уже в конкретных случаях: безусловно, они вольны сами решать, какие именно из своих работ предлагать для выставки. И влиять на то, как это будет выглядеть. Но концепция должна исходить от нас.

Кирилл: Согласен, в большинстве случаев так и происходит. Здесь назревает другой важный вопрос. Кураторство — это одновременно и административная и творческая работа. Куратор — он ведь тоже в каком-то смысле художник (часто — в буквальном). Задать концепцию, иногда самостоятельно отобрать работы, разместить их в пространстве, отведённом под выставку, составить эту коллаборацию так, чтобы произведения искусства воспринимались не только по-отдельности, но и как единое целое, масштабное сложносоставное высказывание — это несомненно художественная задача. Не так ли?

Георгий: Как сказать... С одной стороны, это безусловно так. Кураторы-как-художники появились в послевоенной Америке, а первым куратором-художником стал, кажется, Дюшан: это известный сюжет с выставкой французского искусства в США в 1942 году, когда всё было опутано леской, как паутиной, и картины были почти не видны. Так что история это давняя. Сейчас даже появились художники-как-кураторы-как-художники, в России яркий представитель оных — Арсений Жиляев, работающий с музеем как с медиумом.

Однако, на мой взгляд, вопрос в том, какова цель выставки. Зачастую «художественность кураторства» только мешает увидеть отдельные произведения, затуманивая их и ретушируя ради какого-то общего художественного замысла. В этом смысле противоположность таким выставкам представляют выставки «серьёзных» музеев, таких, как Эрмитаж, где куратор выставки отвечает за концепцию и подбор экспонатов, но их расположением и, так скажем, выявлением для зрителя занимаются совсем другие люди. И на выходе выставки получаются, быть может, однообразно-чинными, зато там можно как следует увидеть каждый предмет — и целый комплекс по отдельности. Но это скорее научный подход, который вряд ли применим к выставкам вроде нашей...

И, таким образом, нам надо понять: цель выставки — произвести определённое, как-то (политически, эстетически) ориентированное высказывание? Или же — собрать воедино хотя бы нескольких фотографов из нашего сложившегося фото-круга, поместив их в контекст «Стенограммы» и досоздав с их помощью этот контекст, и посмотреть, что получится?

Кирилл: Хорошее замечание относительно подходов, я бы добавил ещё актуальный пример — выставку в новом пространстве «Полиграфический цех», с куратором которой, Кириллом Жилкиным, ты как раз общался для «Охоты на мамонта». Эта выставка примечательна тем, что первичным фактором для её организации стало само пространство — огромное помещение площадью 700 квадратов, когда-то использовавшееся под бог знает какие нужды, само по себе является чем-то притягательным, интересным. И я, например, долго бы там гулял и без всякого искусства. Но куратор говорит о том, что ведь там могло произойти преступление, разделяет территорию на две противоположные по своему назначению и содержанию зоны, оживляет это мёртвое пространство, оно становится частью концепта и играет дополнительную роль в восприятии выставки зрителем.

И таких случаев много, сейчас достаточно сквотов и лофтов, которые художники преобразуют в выставочные пространства. Но это тоже, скорее всего, не про нас.

Относительно целей — я считаю, что высказывание необходимо, иначе гораздо резоннее будет сделать просто серию индивидуальных выставок. У меня есть конкретное предложение касательно идеи, но я озвучу его чуть позже.

Фотография Лены Стрыгиной.

2.

Перед этим хотелось бы затронуть ещё один вопрос по поводу подхода. Одно дело — основываться на уже готовых работах и выбирать из них. Другое — когда художники (или в нашем случае фотографы) специально готовят работы для выставки, заранее получив конкретную задачу.

Пример из жизни — буквально сегодня, кажется, заканчивается выставка во Флаконе, посвящённая обэриутам. Там художники (среди которых хорошо знакомые нам Василий Бородин, Надя Захарова, Денис Крюков) специально рисовали картины по мотивам произведений Хармса, Введенского и сотоварищей, использовали цитаты, делали специальные инсталляции — и всё это в агрегированном виде просто потрясающе смотрится.

Обратный вариант организации здесь бы не сработал. Просто потому, что подбирать рисунки под обэриутов — непосильная и довольно бессмысленная задача. В случае же с фотографиями, да простят меня фотографы, процесс производства всё же проще, чем в живописи (хотя не всегда), и можно было бы попробовать.

Георгий: Тогда выставка уже полностью превращается в продуманное, срежиссированное и нацеленное высказывание, да.

Мне всё же кажется, что необходимо идти от самих произведений, помещённых в концепцию-контекст. Тоже из жизни: буквально вчера был на открытии выставки художницы Марии Мосевич. Там выставлена одна большая-большая книга, состоящая из её рисунков, посвящённых теме путешествий. И там просто висит эта книга, общая длина которой что-то около 18 метров — и уже из этого произведения рождаются смыслы и происходит высказывание, исключительно за счёт представленной вещи.

По поводу фотографов и фотографий — если бы они и к статьям нашим делали специальные фотографии, то логично было бы их просить сделать специальные и под выставку. А раз мы чаще всего подбираем из того, что у них есть, и таким образом формируется наш стенограммский фотостиль, может быть, стоит этого и придерживаться?

Но это только субъективное мнение, такой вопрос — делать специально или брать готовое — с налёта не решается.

Кирилл: Да всё именно так и решается. Дело в том, что возможен (и логичен, в общем-то) комбинированный вариант. Возможно он-то нам и подойдёт. Всё зависит от идеи, к которой как раз хотелось бы перейти.

Георгий: Согласен.

 

3.

Кирилл: Что касается концепции. Руслан как-то предложил для выставки тему «Аутсайдер, или человек вне общества». Мне эта идея кажется жизнеспособной, так как наш проект аутсайдерам во-многом и посвящён, о чём говорится и в браузерной шапке сайта, и на визитках наших, и иногда в материалах. Есть даже отдельная дискуссия в рубрике «Вокруг костра», а также рассуждения Вани Жигала о маргинальности и до кучи живой пример каждого из нас.

Реализацию предлагаю следующую. Каждый из фотографов ответит на свой вопрос, касающийся аутсайдера. Например, Кирилл: «Как выглядит аутсайдер?», Лена: «Где живёт аутсайдер?», Лёша: «Что видит аутсайдер?», Марк: «О чём думает аутсайдер?». В итоге получается цельная картина, понятно, причём тут «Стенограмма», решена и художественная, и социальная задача.

Это именно то высказывание, которое и нам необходимо как воздух (потому что одними словами проартикулировать понятие аутсайдерства плохо получается), и вполне способно найти живой отклик у людей, причём у достаточно большого их числа.

Фотография Кирилла Кондратенко.

Георгий: Знаешь, тут мне, пожалуй, даже почти не с чем поспорить. Тема интересная, задача для фотографов тоже должна быть интересная. Единственный спорный момент — я не помню, мы договорились, кто такой аутсайдер? Кажется, расшифровка «человек вне общества» может оказаться лишней — хотя бы потому, что слишком уж определяет направленность взгляда потенциального зрителя, для которого с этих слов начнётся вся выставка.

С другой стороны, тема такая, что позволяет к фотографиям добавить цитаты из всех тех материалов, которые ты перечислил — что должно сделать выставку интереснее.

Кирилл: Над формулировкой надо подумать отдельно, устроить мозговой штурм. Здесь важно правильно слова подобрать. С цитатами — хорошая идея.

Георгий: Да. И будет, о чём в каталоге выставки писать. Надо же сделать каталог.

 

4.

Кирилл: С идеей определились, но мне всегда в выставках не хватает какого-то интерактива, динамики. Сейчас стали добавлять всякие видеоматериалы, аудио-инсталляции, перформансы на открытиях, но даже этого не всегда достаточно. У тебя нет каких-то примеров оживления скучного процесса группового хождения вдоль стен с бокалом вина?

Георгий: Честно говоря, во-первых, у меня правда мало таких примеров, и ничего оригинального — а во-вторых, я не всегда понимаю, зачем оно вообще нужно? У меня такое идеалистическое представление, что выставка — это выставка. Вот висят фотографии, посмотрите на них как следует, увидьте в них что-нибудь. А дальше действуйте, как хотите, хотите развлечься — идите в какой-нибудь клуб, а получить много информации — в библиотеку...

Видеоматериалы и прочее интересно в выставках, опять же, научного характера — для контекста, информативности и т.д. Когда мы говорим о выставке на аутсайдерскую тематику — кроме цитат из наших же рассуждений, как мне кажется, ничего и не нужно. Перформанс про аутсайдерство? Видео про аутсайдерство? Это выглядело бы высосанным из пальца, сделанным только для того, чтобы «оживить скучный процесс», а не добавить что-то к высказыванию.

Кирилл: То есть если мы говорим о каком-то перформативном наполнении выставки, то это уже другой жанр для других декораций, площадок, зрителей?

Георгий: В данном конкретном случае я не вижу, за счёт чего можно было бы организовать это наполнение — и, главное, зачем. При такой теме, при таком формате. Опять же — моё субъективное.

Ты со мной не согласен?

Кирилл: Я согласен, просто на дворе двадцать первый век, современное искусство обрастает всё новыми гранями, мы всё больше говорим о новых медиа, тактиках, практиках и так далее. И любое мероприятие условно «классического» формата вызывает недоверие своей «неновизной» и академичностью, что бы там ни висело в рамках по стенам.

Фотография Марка Заевского.

Георгий: Мне кажется, наоборот — сейчас усиливается интерес к мероприятиям, которые не стремятся поразить, а пытаются в первую очередь показать. И уж конечно гипотетические упрёки в «неновизне» не должны нам мешать.

Сейчас, скорее, нет каких-то канонов: это ново, а это неново. Мне кажется, конвенционально сейчас представление, что можно и так, и так. Как больше хочется, так и делай, грубо говоря.

Кирилл: Может быть и так. А какое значение ты придаёшь вступительной речи, церемонии открытия, так сказать? И придаёшь ли?

Георгий: Церемония открытия… Наверное, это возможность сказать дополнительно то, что не сможем сказать в разного рода сопроводительных текстах. А ещё — возможность собрать некоторое сообщество, посмотреть, кто придёт, кто заинтересован, кто уже сопричастен «Стенограмме». А так, это, конечно, формальность.

Кирилл: А вот, например, у Саши Цибули на выставке «Послание в бутылке» инсталляции сопровождались аудиозаписями чтения стихов. Какую-то музыку подобрать возможно для нашего проекта?

Георгий: Это другое. Тема выставки — послание, и это скорее создание визуального ряда к аудиальной, текстовой идее. Наша идея и концепция как раз очень визуальны. Поэтому музыка — это сложный вопрос. Скорее, это должна быть какая-то нейтральная музыка, музыка-для-выставок (для-публичных-мероприятий); либо — стенограммская музыка, тогда это, конечно, Сэл и другие музыканты нашего круга.

Кирилл: То есть вариант использования аудиосопровождения возможен?

Георгий: Возможен. Другой вопрос — насколько он будет соотноситься с концепцией «аутсайдерства». Со «Стенограммой» будет, а вот с аутсайдерами навряд ли.

Кирилл: Ну, это уже вопрос подбора конкретных композиций, в рамках данной беседы вывода «возможен» в принципе достаточно. Как и по всем остальным пунктам, пожалуй.

В заголовке использована фотография Лёши Кручковского.